Танго глазами дилетанта: первые шаги

Танго неожиданно для меня оказалось очень многоаспектной деятельностью. Я сейчас не про образ жизни: покупку новых рубашек, танцевальной обуви, думы о милонгах, сдвиг всего расписания в ночную сторону, знакомство с новыми людьми, не про открывающуюся все шире музыкальную вселенную. Не про то, что Москва теперь размечена точками милонг («Это рядом с Архитектором находится?», «А где поворот, в районе Теплицы?»). Не про мировой танго-календарь, который перекочевывает в твой ежедневник.

Я про танцующего человека (себя). Даже становясь в пару, он танцует сам. В том смысле, что внутри него протекают процессы, управляющие его движением – и процессов этих оказывается так много, что танец становится серьезной тренировкой всех интеллектуальных способностей танцующего.

 

Кто-то сказал, что танго – это физика, химия и геометрия. Знание законов движения, баланса, использование силы притяжения, центробежных и центростремительных сил – это физика. Химия – это то тонкое, что складывается или не складывается между двумя танцующими людьми. Умение понимать пространство, его устройство, вписывать в него движение, прогнозировать и размечать – это геометрия. Танцующий человек должен одновременно держать в голове эти три сферы. И если бы только их!  Иногда мне кажется, что я танцую внутри всей школьной программы, включая ОБЖ.

Для начала выясняется, что просто чтобы пойти и не упасть, нужно осознать в своем теле множество точек, которые необходимо контролировать. Можно, конечно, пойти и просто так, как ходишь в жизни, ни о чем не раздумывая. Только при этом немедленно наткнешься на партнершу, которая никуда не пошла или пошла не той ногой. Чтобы партнерша тоже пошла, нужно приложить какие-то не очень очевидные усилия. К чему приложить, тоже неясно, так что лучше сказать «предпринять».

Прежде чем рассказать об этих усилиях, замечу, что довольно скоро выяснится, что, начав заниматься танго, ты разучиваешься ходить и один, без партнерши. Только что шел как человек, но вот надел танго-обувь, встал перед зеркалом, включил музыку, сделал шаг – и завалился как Пизанская башня. Мне не очень пока ясен механизм происходящего. Но внутреннее чувство я могу сформулировать, правда, непечатно.

Может быть, дело именно в том, что ты начинаешь осознавать то, к чему ты привык бессознательно в своем доисторическом прошлом. И понимаешь, что вот этой премудрости не научишься никогда. Это все равно что осваивать подъем по лестнице по кортасаровской инструкции (длинная цитата): «Подниматься  по лестнице следует передом вперед,  ибо перемещение задом наперед  либо  же   боком  вызывает  значительные   трудности.  Естественное положение тела — прямостоячее,  мышцы рук  расслаблены,  голова поднята  — однако же не слишком высоко, в противном случае в поле зрения уже не попадут ступеньки,  следующие  непосредственно за той, на которой вы  стоите; дышать следует ровно и размеренно. Чтобы приступить к подъему, поднимите для начала ту  часть тела,  которая  находится  внизу  с правой стороны  и  чаще  всего заключена в футляр из кожи  либо замши и которая почти  всегда — за редкими исключениями — полностью  умещается на  ступеньке. После того как на первой ступеньке  окажется  вышеописанная  часть  тела,  которую для краткости мы обозначим словом “нога”, поднимается   соответствующая  ей часть  слева  (она также обозначается словом  “нога”, но ее  не следует путать  с  уже названной ногой); поставим ее на вторую ступеньку; и таким образом на первой ступеньке будет стоять нога и на второй ступеньке будет стоять нога. (Первые ступеньки обычно даются  труднее всего, затем приходит навык необходимой координации. Объяснение усложнено тем обстоятельством, что обозначения  “нога”  и “нога” совпадают  по звучанию.  Обращайте особое внимание на то, чтобы не поднимать одновременно ногу и ногу.)» (конец длинной цитаты) Задумывались ли мы обо всей этой механике в своем босоногом детстве?

Танго заставляет задуматься. И прийти в ужас от количества операций, которые необходимы для того, чтобы совершить простой шаг.

Два слова о партнерше как отягчающем обстоятельстве. Не как об удовольствии (девушки, извините). Не как о цели. Даже не как о соратнике по преодолению. Именно как об отягчающем обстоятельстве – такой дамский танго-аспект в жизни начинающего партнера есть, никуда не деться. Дело в том, что если партнер может хотя бы попытаться пойти как в жизни, вперед лицом, то даме быть как в жизни никак не удастся ни за что. Потому что ходит она вперед… э-э-э, как бы это сказать, чем… короче, не лицом. Спиной, вот. Она вытягивает ногу назад и движется в сторону, которую не видит. В жизни нормальные люди так не ходют. Это даже как-то антиприродно и небиологично. И бедная начинающая партнерша, как мне кажется, должна испытывать от этого поначалу большой неуют. Ей много труднее, чем партнеру – он хотя бы смотрит туда, куда идет, и ноги вперед двигает, а не назад. Поэтому дама на партнера естественно перекладывает важную часть задач и по собственному движению. Он должен ей в каком-то смысле помогать двигаться.

Теперь вернемся к партнеру. У него самого идти не получается, а тут надо еще помогать идти тому, кто смотрит прямо на тебя с надеждой и требовательностью одновременно. Ладно, щас попробуем (предательская струйка пота уже начала бечь между лопаток; у меня она еще по лбу бежит, зараза, и в самые ответственные моменты капает с кончика носа, а руки, между прочим, заняты все той же партнершей…). И вот тут на этом «попробуем» возникает еще один затык. Как показать партнерше, что я сейчас пойду? И, например, с правой ноги?

Можно, конечно, сказать об этом. «Дорогая, на счет два я пойду на тебя правой ногой, так что свою левую убери назад». Можно – но это не комильфо. Нельзя это, если по-честному. Можно толкнуть ее коленку коленкой, и тогда мое намерение станет ясным. Тоже не вариант (надолго ли хватит коленок?), хотя избежать этого не удается на первых порах. Что же еще можно? Вот тут рядом материализуется педагог по танцу и говорит: «Мужчина должен вести даму корпусом. И шаг показывать сначала корпусом». Ладно. Окей, корпусом так корпусом.

Но об этом с следующий раз, если приведется.

 

Статья взята из этого прекрасного блога.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s