Танго глазами дилетанта-6

Вы думаете, про объятие, что было в прошлый раз,  – это всё? Напрасно. Объятие вообще такая заколдованная вещь, про которую всё никогда не скажешь. Оно только снаружи кажется просто – подошли и обнялись. А подойти и обняться на самом деле трудно.

Вроде бы, это самый естественный жест. Вероника Туманова так мне и говорила: «Подойди к партнерше, как к другу, которого не видел сто лет. Радостно распахни руки – привет, как же мы давно не виделись! И вот с этим чувством обнимай». Такой жест, по мысли Вероники, очень даже должен получиться у каждого. Хотя в жизни мы используем его крайне редко. Мы вообще, если честно, редко обнимаемся. Не в ходу у нас как-то это дело. Это уже моя мысль навязчивая про нашу современную цивилизацию и про наши современные отношения и формы их выражения. Но об этом в другой раз.

Хотя почему же в другой? В самый что ни на есть этот. За окном тридцать с лишним, в квартире ремонт, дышать нечем ни дома, ни на улице, природа только снится, отпуска нет – короче, ненависть к человеческой цивилизации обострена до предела. Как и тоска по естественности. По свежему воздуху. По земле, на которую можно ступать босой ногой. По воде, в которую можно входить. Ничего этого вокруг нет и в помине и не бывает. Все это – иногда, украдкой, во время отпуска, где-то не здесь, а там, куда надо ехать и ехать. Так же украдкой достаются нам и простые, естественные человеческие отношения. На них наложили две большие лапы человеческое сообщество со своими бесчисленными придумками – и наша собственная психика со своими нескончаемыми заморочками. Продираясь сквозь колючий чертополох людских условностей, слушая бесконечный топот наших собственных тараканов, живем в неудобных душевных позах. И танцуем так же. И обнимаемся. Всё, этот абзац кончился.

Однажды на семинаре Нана Хочолава спросила в своей манере как бы простых, но очень каверзных вопросов: «Кто из вас умеет обниматься?» И обвела своими огромными глазами семинаристов. Семинаристы тут же потупили головы или занялись изучением обшивки стен. Потому что отвечать на простые вопросы Наны – себе дороже. Скажешь: «Ну я умею» — и тут же получишь в ответ: «Ну иди покажи». И вот на середине зала, под взглядами сразу же бросивших посторонние занятия семинаристов ты должен будешь Нану обнять. В этом-то ничего страшного нет, в этом, вообще-то, удовольствие даже присутствует. Страшное начнется дальше, когда Нана скажет все, что она сейчас чувствует, в твоем объятии находясь, в твоем как бы «объятии»… А она скажет, будьте спокойны, за словом в карман не полезет. И вот тогда-то ты и поймешь, как же ты был самонадеян, говоря: «Ну я умею». Ну не умеешь ты.

Так вот, семинаристы молчали. И Нана молчала — ждала. Педагогический ход такой. Одна великая учительница литературы обогатила меня фразой, которую она царственно бросала молчащему классу: «На какую тему молчим?» В тот раз мы молчали на тему, кто умеет обниматься. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, мальчик Леня, который был всегда готов для спасения остальных подставить свою выю, да и другие части тела тоже, спросил как-то виновато: «А обниматься — стоя или лежа?» Семинаристы, естественно, тут же стали хихикать. Но вопрос-то, на самом деле, со смыслом. Лежа мы все-таки все более или менее часто обнимаемся. Эти непринародные объятия без правил, слава богу, еще живут и процветают. И как-то так без всяких школ и курсов человеком осваиваются. В охотку. Но танго лежа, кажется, не танцуют. По крайней мере, я не видел. И обниматься в танго надо стоя. Может ли лежа-опыт пригодиться для стоя-опыта? Есть ли принципиальная разница между стоя и лежа?

Есть. Даже несколько. В танго ты одет. Это раз. В танго ты часто обнимаешься с чужим человеком. Это два. В танго объятие – объятие с правилами. Это три. И самое главное, то, с чем сталкиваются многие новички – ну очень неудобно! Не в смысле стыдно – а в смысле как-то все не так. Некомфортно. Жарко. Тесно. Потно. Тут болит уже через минуту. Тут давит что-то, поди разбери что. Тут упирается. Тут выскальзывает и съезжает. Двигаться сложно. Ничего не видно. А вокруг такие же пары так же мучаются…

Поначалу мне казалось, что я никогда не смогу так танцевать. Ну почему нельзя одному? Почему надо впереди себя помещать партнершу, держать ее, двигать куда-то, лишая самого себя свободы? Ни ногой вперед не махни, ни в затылке не почеши, ни башкой не поверти – все блокировано и занято. И считается при этом, что это удовольствие. Танец же – это полет, босоногая Айседора Дункан, машущая красной тканью, как птица крылом… Танец же – это не передвигание тележки…

Сейчас часть вопросов отпала. И потому, что технику исполнения мне подправили много в чем и комфорт тем самым создали (спасибо терпеливым преподам и партнершам). И потому, что философское осмысление вслед за этим подоспело. Доморощенное, но очень мне нравится. Типа значительности процессу придает.

Суть такая. Мы в объятии часть своего веса отдаем партнеру. Если вес не отдавать, зафига тебе партнер? Если веса отдать много, то когда партнер отойдет, ты упадешь. Тут нужно найти такое соотношение, чтобы ты вес отдавал, но ровно до тех пор, пока еще остаешься сам на своей оси и на своем балансе. Ты должен устоять, если партнер отойдет. Это такая интересная штука для вообще человеческих отношений, такая метафора – поиск своего баланса. Оставаться собой, будучи с другим. Не терять ощущение своей собственной оси. Быть готовым сохранить ее самому – и при этом наслаждаться чувством поддержки со стороны другого. И наоборот – уметь принимать чужой вес, но так, чтоб он ни тебя не хоронил, ни другого человека с оси не сносил. Это философия. Я уже писал в жж, что настоятель Шартрского собора, которому мне тут недавно случилось эту философию изложить, крякнул, задумался и попросил позволения сделать на эту тему воскресную проповедь. Проповедь про танго, отдачу веса и баланс как метафоры жизни… в Шартрском соборе! Ну дела, короче говоря. Я позволил, а чё.

Что до техники, то первым делом выяснилось, что в жизни я ношу шею под углом 45 градусов вперед. А думаю, что я прям и строен как тростник. И своей этой шеей и утолщением на ней, которое называется головой, я вклинимаюсь в пространство партнерши и буквально выталкиваю ее голову назад, принося ей этим серьезные страдания. Потому что правой рукой я ее крепко при этом жму к себе. Получается такая как бы дыба для партнерши (а внизу испанский сапожок в виде танго-туфель на каблуках, хе-хе)) Такая как бы инквизиция. В моем лице.

Я написал, что выяснилось это «первым делом», так вот, это я соврал. До этой своей шейной особенности я дотумкал не сразу. И то только с помощью моей терпеливейшей в мире партнерши, для которой поставить мою шею на место стало вопросом выживания. Приходится теперь постоянно тренироваться и весь позвоночник как бы единым стержнем представлять. Виля сказала: «Представь, что шея у тебя начинается где-то от повыше поясницы». Странно, но помогает. Или вот еще такой образ подарили: голова – кувшинка, которая плавает на поверхности воды, а вниз от нее стекает стебель-позвоночник… А парнерша моя мне просто во время танца говорит: «Чувствую нос!» Это значит, что когда я под привычные 45 градусов шею вперед выпускаю, мой нос начинает ей в голову упираться. Очень этот нос мне помогает держать дистанцию. Я ее в буквальном смысле носом чую.

И еще: если голову так выносишь вперед, то она тебя тянет вниз и сбивает с баланса. Потому что она реально тяжелая. От разных мыслей в том числе. Надо голову постоянно на ось позвоночника сажать. Как на кол.

Потом – локоть левой руки. Одни его рекомендуют в пол направлять, а ладонь как бы тогда ладонь партнерши снизу поддерживает. Другие говорят о том, что локоть должен быть поднят и смотреть не вниз, а вниз-назад, как если бы мы ладонью партнершу приготовились толкать вперед от себя. Я не знаю, как правильно, но я этими двумя способами поиграл и нечто среднее для себя обнаружил. Только вот не умею еще правильно высоту ладони рассчитать. Говорят, что она должны быть на уровне уха партнерши, но я об этом забываю. Да и не всегда ухи эти видно из-за прически. Не лезть же к даме с вопросом, где именно у нее ухо? Так, примерно, прикидываешь – но иногда получается, что руку задираю.

Совсем непросто с правой рукой. Через несколько месяцев танцевания я узнал, что делаю ей плоское объятие. А надо круглое. Теперь пытаюсь делать круглое, но как, объяснить не могу.

Вероника предложила мне представлять, что я этой рукой за спиной дамы плащ поднимаю, как рыцарь. Таким вот жестом ее на спину партнерше и возлагают. Очень красиво.

А Нана обогатила мой опыт таким наблюдением: ладонь правой руки, которой я цепляюсь за правый же бок партнерши – это типа ее правая нога, а сгиб локтя, в который другой бок упирается – это ее левая нога. Вернее так, это точки управления ногами. Представляй, что ее ноги на том же уровне, что твоя ладонь и твой сгиб локтя – и все будет тип-топ. Мне это очень нравится, но я пока эту систему управления не освоил. Потому что у меня вообще с управлением транспортными средствами плохо. И потому, что партнерши все разные по строению и объему. Одних моя рука в объятии может, дай ей волю, обвить полностью – и тогда моя ладонь сомкнется со сгибом моего локтя. И че тогда делать? У других, если я сгиб локтя помещаю на один бок, ладонь оказывается посередине спины… Разнообразны женщины и непредсказуемы. В общем, правая моя рука в постоянном поиске…

А еще проблема – пятая точка. Потому что ее надо не отклячить сильно, не задрать наверх. Но и к даме приклеиваться проекцией пятой точки на переднюю поверхность партнера тоже не след. Потому что тогда пространства для танцевания не будет. Валя дала нам такой очень зримый образ: танго-пара – это одно тело с четырьмя ногами. Вопрос в том, где кончается тело и начинаются ноги. Ответ в том, что тело не кончается там, где пятая точка. И не там же начинаются ноги. Они начинаются от того места, где лежит правая рука партнера. По крайней мере ноги дамы. Ноги кавалера, видимо, тоже примерно там. Так что пятые точки танго-пары должны быть разведены, потому что они уже тоже – частью ног становятся, а точка склейки – где-то в районе груди(ны). Но при этом пятые точки не задраны, не заблокированы и расслаблены. Говорят, что этого можно добиться.

 

Статья перепечатана из этого замечательного блога.

Leave a Reply

