Танго глазами дилетанта-7

Так. Даму взяли. В смысле обняли. Проверили быстро: стопы в пол, бедра стекают, зад сзади, но не вверх и расслаблен, грудь впереди, плечи на вешалке, голова на шее, шея растет вверх, руки не жесткие, дыхание везикулярное и вообще в наличии. Если всем этим заниматься быстро, то полмелодии еще останется. Вполне можно потанцевать.

Как начать этот волнительный процесс? Можно с разговора. Например, я люблю заранее подстилать себе соломку и сообщаю даме, что я новичок. Бежать ей уже поздно, поэтому она обычно изображает благосклонность и говорит что-то общеободряющее. На самом деле, начинающего партнера ободряет уже мысль о том, что дама предупреждена и часть ответственности за будущий провал с него снята. Предупреждение даму мобилизует: все-таки наблюдатели в основном смотрят на то, как танцует партнерша, и ей, значит, придется, спасая свое реноме, стараться собственными движениями сглаживать все ошибки партнера. А иногда и держать его, чтоб не упал. Я люблю таких партнерш, которые все это понимают сразу и включаются в операцию по спасению новичка. То есть меня. Ради того, чтоб спасти себя. А со стороны кажется, что люди просто танцуют…

Предупредить даму мне кажется честным. Нечестным кажется не предупредить. Вы ж должны знать, садясь в машину, работают ли у нее тормоза и крутится ли руль? Но не всем кажется так, как мне. Некоторые говорят, что надо все скрывать и даже самому себе не говорить, что ты новичок. А идти в бой, как будто ты опытный. Типа такое нейролингвистическое программирование. Тоже можно.

А даме, услышавшей предупреждение, совсем не обязательно говорить в ответ партнеру что-то из такого собранного мной ассортимента: «ой, ну и не переживайте… все мы были новичками… авось не упадем… ха-ха-ха, я вам не верю… а новичок – это сколько? Ну, вы уже не совсем новичок… я сама недавно танцую, всего пять лет… да мне все равно… а вы не врете?..» За границей добавляли еще иногда во фламандской части Бельгии: «Я не говорю по-французски и вас не понимаю». Все это, конечно, можно говорить. Но можно вместо этого сказать вот что. Эти слова я не выдумал, а тоже запомнил, потому что запомнил, что они меня протонизировали. Удивили. Заставили задуматься. Дали понять, что хва придуриваться. После этих слов не хотелось продолжать куртуазную игру – «ой, ну я и не переживаю… авось не упадем… ха-ха-ха, а вы поверьте… а новичок – это полгода. Новичок, новичок я… ничего себе недавно!.. ничего вам не все равно… не, не вру, я вообще честный… а я по-французски говорю и вас понимаю…» — а хотелось заткнуться или сказать просто: «Ладно, окей». И начать танцевать.

Одна дама сказала так: «Да, я танцую с новичками. Только пожалуйста, не сдавайте мне экзамен». Черт, интересно и просто сказала. Ладно, не буду сдавать. И все, новичка не осталось. Куда-то растворился. И все стало проще в сто раз.

Другая дама сказала так: «Женщина ждет в танго не новичка или опытного, а мужчину». Епт. В смысле, ладно, окей. Заткнись уже, новичок, блин, и начни танцевать.

Начинаем. Надо делать шаг. Куда?

В смысле—куда? Ну можно вперед. Можно в сторону. Можно назад. Уже выбор, кстати. Как и всякий выбор, он осложняет жизнь. И ее же разнообразит.

Раньше я ходил вперед. Теперь стал в сторону. Но больше всего мне нравится ходить назад. Потому что, мне кажется, что дама этого не ждет и будет удивлена. А что может быть слаще для партнера, чем удивить даму на первом же шаге?

Собственно, твоего шага назад не ждет не только дама, но и пара позади тебя. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы не удивить и партнершу этой пары, врезавшись в нее. Если на милонге народу мало, проблемы нет. Если много, проблема есть. Один заехавший в Брюссель из Берлина аргентинец (о, эта причудливая танго-география!) на своем мастер-классе объяснил мне, русскому, тоже заехавшему в Брюссель из Брюгге (это сочетание едва ли не причудливей), что партнеру стратегически выгоднее и тактически удобнее становиться лицом не по линии танца, а вовне круга. Тогда точно не врежешься, идя назад. А также покажешь сидящим вокруг танцпола самую выгодную часть партнерши. Идея мне понравилась. Я ее применяю, если о ней вспоминаю. Барышни, не удивляйтесь, если все пары будут стоять нормально, а мы встанем как бы боком. Это очень по-аргентински.

Так вот, я иду назад правой ногой. Или в сторону левой. Или вперед какой придется. На самом деле, это все равно. Главное, чтобы дама тоже пошла. Нужной ногой в нужном направлении. На тебя, если ты идешь назад. В сторону, если ты идешь в сторону. И назад, если тебя вдруг потянуло вперед. Как это даме показать?

На самом-самом первом открытом уроке по танго я забыл в какой небольшой школке, в которой мы не остались после этого урока, преподаватели сказали просто: «Ходите всегда с правой». Так мы и ушли после этого урока, думая, что в танго ходят с правой. Про идею синхронного переноса веса нам ничего не сообщили. Видимо, поэтому в следующей школе мы так обрадовались этому открытию, что начали перед танцем буквально перетаптываться синхронно с ноги на ногу, как бы радуясь, что получается. «О, я на левой. А ты? На правой? Клево! А щас? О, и ты вес перенесла? Круто!» И перетаптыванию этому не было конца. На самом деле эта сверка часов должна быть короткой и незаметной для окружающих. Но очень насыщенной внутри пары. Когда это получается, полный кайф.

Чаще не получается. Вернее, выбор-то ноги происходит, но первый же шаг обнаруживает: ты даму толкаешь. Или падаешь на нее. Или еще что-то такое корпусом изображаешь, чтобы дать ей понять: ща пойду! Потому что на ноги твои дама не смотрит. Она вообще уже, может, глаза закрыла. Она к тебе прижалась совсем не в ногах. И ты должен пойти не ногами, как бы дико это ни звучало. И она должна этот твой начинающийся шаг услышать. Как бы невероятно это ни казалось.

Пойти не ногами мне удавалось с переменным успехом до урока у Милы Вигдоровой. Она подсказала очень простую и очень действенную штуку. Мила сказала: «Не обращай вообще внимания на ногу, которую выносишь вперед. Забудь о ней. Сконцентрируйся на опорной ноге. Весь вес на нее, дави ей в пол и про это думай. Как только начнешь давить, тело твое само начнет чуть-чуть поворачиваться (проверено, кстати!) – и возникнет противоход, и все расскажет твоей партнерше. Этого «чуть-чуть» будет вполне достаточно. А свободная нога сама поедет вперед. Вот когда она поедет сама, тогда веди ее по полу, как бы даже нарочно его прокатывая, чуть не шаркая. Попробуй.»

Я попробовал. Я забыл про свободную ногу. Сконцентрировался только на опорной. Перенес на нее весь вес по-честному. И точно – тело начало движение, просто вот из-за этого, я ничего больше специального не делал. Противоход возник. Свободная нога свободно начала ехать вперед. И дама все поняла. И все последующие дамы. Вау, Мила!

Виля, с которой я поделился радостью, критично пронаблюднула этот процесс, сказала, что все хорошо, кроме одной штуки. Надо расслабить таз. Это как? А это вот так. Когда мы давим на одну ногу, мы инстинктивно другую как бы подбираем вверх, как когда носок боимся замочить. Ведь опорная становится как будто напряженней и короче, а свободная расслабленней и длиннее – и вот мы задираем таз, чтоб ее от земли-то оторвать, чтоб она типа висела в воздухе. На задранном боке таза. А таз не надо задирать. И ногу эту надо, от таза начиная, честно вниз отдать. Благословив, отпустить с миром. Не помещается? Чуть подсогнем. Даже бедро можно слегка вывалить, чтоб это ощущение расслабленности поймать. Оно совершенно чудесно. А главное, оно дает начало правильному и устойчивому шагу. Виля, респект!

Устойчивый шаг! Как давно я о нем мечтал! И он не вышел бы у меня без Милы и Вили. Но главное – без Вали. Которая меня просто спасла. Сама того не ведая.

Валя ходит очень вкусно (ее словечко!). Она идет в одну линию. А не в две, как ходят на лыжах. Траектория выносимой ноги – не прямая линия, а серп. Это обалденно красиво. И вот однажды, на какой-то милонге, я решил вдруг со всей силой страсти, на какую был способен, что сегодня – именно сегодня! – я буду устойчив, я не буду падать и шататься, я пойду, как большой. И я мысленно представил себе Валю. Что я – это не я, а Валя. Вот как бы она пошла сейчас? Что бы она сделала на моем месте? И я пошел – ее шагом. Как будто видя ее на внутреннем экране. Или став Валей – не знаю точно.

Это было так уверенно и устойчиво, что от неожиданности я чуть не упал. Мой шаг изменился вдруг и совершенно. Я перестал шататься. Потому что это был не мой шаг. А Валин. Это она танцевала вместо меня. Вот суперспособ я открыл: превратиться в другого. Который не новичок, а опытный. Который тебе нравится. Которого ты уже изнутри чуешь. Только очень сильно этого захотеть. И перевоплотиться. Валя, спасибо!

Еще я периодически перевоплощаюсь в Веронику (ne ris pas, s’il te plait)) Она очень здорово показала мне такую вещь: когда ты настроился на шаг, ты должен создать как бы равномерное движение, равномерное давление, давать равномерный импульс. Не шагнул, испугался – ой, мама! – восхитился – получилось! не упал! – сделал паузу и потом только пошел дальше – а шагнул и пошел-пошел-пошел! Она это именно показала, и я это именно запомнил всем внутренним взором и всем телом. И это воспоминание о Веронике мне тоже очень помогает. Merci, Veronica!

Как много на самом деле, оказывается, танцует людей вместе со мной… или вместо меня?… нет, все-таки вместе… А даме кажется, что она с одним-единственным новичком… о, сколько нам открытий чудных…

Дал вот ведь себе зарок не писать больше – и на-поди!

Статья перепечатана из этого замечательного блога.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s