Давайте жить дружно, или как практиковаться без ссор

Чтобы продвинуться в танго, нужно практиковаться. Практиковаться в одиночку поможет вам улучшить ваше собственное движение, но не поможет вам научиться лучше вести или следовать. Для практики нужен другой человек. Зачем мы практикуемся? Чтобы нам было лучше, когда мы танцуем. Чего мы хотим от практики? Результатов. Мы хотим, чтобы наша практика была эффективной и целесообразной. Но вот такая загвоздка: вещи и процессы могут быть эффективными и целесообразными, а вот люди таковыми бывают довольно редко. Люди они такие люди. У них есть чувства. И вот тут-то и начинаются неприятности.

Практика – это развитие и работа. У каждого из нас есть свой рабочий стиль, на который влияет то, кто мы такие и что мы делаем в жизни. У каждого из нас есть определенное эмоциональное и умственное состояние, которое мы можем назвать плодотворным и творческим. Некоторым нужно немного суеты и беспокойства, чтобы чувствовать себя плодотворными, другим, наоборот, нужны полный покой и сосредоточенность. Кто-то как фейерверк: их творчество – череда ярких вспышек. Кто-то, наоборот, как ледник: текут медленно, но непрерывно в нужном направлении. Наше плодотворное состояние зависит не только от нашего темперамента, деятельности и характера, но еще и от того, какое именно состояние приносило нам желаемые плоды раньше. Если вы пришли из серьезного спорта, то вам, вероятно, понадобятся адреналин, некоторое давление на себя, вы будете толкать себя перейти границы того, что вы уже можете. Если ваша деятельность в основном творческая, то вполне возможно, что вам как раз будет лучше всего в спокойном, ясном расположении духа, когда можно дать волю своему воображению. Плодотворное состояние, это прежде всего состояние НЕСОПРОТИВЛЕНИЯ происходящему. Это то состояние, в котором вы позволяете своей “точке осознанности” перемещаться свободно, не блокируя ее какими-либо жесткими ожиданиями или суждениями.

Когда два человека сотрудничают в одной и той же области, то зачастую их плодотворные состояния похожи. В танго же ученые практикуются с дизайнерами, архитекторы с докторами, чиновники с визажистами, программисты с балеринами. В танго ваши плодотворные состояния могут совсем не совпадать. Практиковаться вместе – значит сотрудничать с другим человеком, и плохая новость в том, что сотрудничество – это навык, который не придет к вам сам по себе. Хорошая новость в том, что этот навык можно развить. Даже если ваше плодотворное состояние не похоже на плодотворное состояние вашего партнера, вы можете установить процесс, благодаря которому можно добиться положительных результатов, но над этим придется поработать.

Как узнать, находитесь ли вы в плодотворном состоянии? У вас появляется ощущение, что все получается как бы само по себе, что к вам легко приходят новые, ценные и интересные идеи. Вы будете чувствовать энтузиазм, возбуждение, вызов чего-то добиться, радость. Если вы чувствуете напряжение, трудности, неудовлетворение, стресс, усталость или фрустрацию, то вы, как правило, далеки от плодотворного состояния. Как узнать, находится ли ваш партнер в плодотворном состоянии? По признакам тех же ощущений. Это не всегда так просто. Мы все разные и выражаем движения нашей внутренней жизни тоже по-разному. Кто-то может казаться задумчивым и отрешенным, а внутри гореть вдохновением. Кто-то, наоборот, может быть внешне крайне возбужден и весел, но внутри безнадежно пытаться замять ощущение собственной неполноценности. Вам надо будет в некоторой степени получше узнать вашего партнера как человека, чтобы оценить, плодотворно ли его состояние. А также вам надо будет получше узнать себя.

Почему зачастую так трудно практиковаться в танго? Для начала нужно заметить, что тесно сотрудничать всего с одним человеком в любой сфере жизни вообще трудно. Будь то ваш совместный бизнес, вместе написанная книга или вместе построенный дом: такое тесное сотрудничество всегда поставит перед вами определенные трудности. Танго добавляет к этому еще одно осложнение. И это не любовь. Вы можете любить друг друга, вести общий бизнес и также рвать друг друга на мелкие клочки на каждом деловом совещании. Добавочная сложность в танго в том, что это танец. Когда вы вместе пишете книгу или строите дом, вы можете в какой-то момент отступить и посмотреть на результат со стороны, оценить его качества и недостатки независимо от качеств и недостатков вас самих, в этот процесс вовлеченных. В танго же результат – это ваше движение, а значит ваше тело. Ваше тело – это то, что является наиболее всего ВАМИ в этой жизни. И поэтому автоматически любая похвала или критика вашего танца является напрямую похвалой или критикой самих вас.

В танго присутствует еще одно осложняющее обстоятельство. Чем солиднее навыки партнерши, тем лучше себя ощущает с ней партнер. Чем солиднее навык партнера, тем лучше себя ощущает с ним партнерша. Качество танца зависит от вас обоих в равной степени, от вашей техники, но также и от вашего желания танцевать вместе, ваших способностей к импровизации, вашей энергии и одержимости. Танго, поскольку импровизация, напрямую зависит от того, как оба партнера себя ЧУВСТВУЮТ на данный момент. Вы, скорее всего, уже не однажды замечали, что качество вашего танца улучшается, когда вы чувствуете себя отлично, и ухудшается (порой драматически) когда вам хреново. Почему вам отлично или хреново, это другой вопрос и на это могут быть много причин. Факт остается фактом, что то, как вы себя чувствуете НА ДАННЫЙ МОМЕНТ всегда определяет ваш танец.

Во время практики, особенно если люди состоят в любовных отношениях, очень часто любая критика воспринимается партнерами глубоко лично и весьма болезненно. Бессознательно мы всегда хотим быть лучшими для нашего партнера по жизни, в любой сфере, включая танго. Узнать, что очо вы делаете плохо уже само по себе тяжело, когда вы это узнаете от преподавателя. Когда же вам это говорит ваш партнер или партнерша, то это еще гораздо тяжелее. С преподавателем мы, как правило, признаем его или ее авторитет, но с нашим партнером мы хотим быть на равных (если наш партнер не наш преподаватель).

Критика, даже самая осторожная, воспринимается как агрессия даже теми, кто уже натренировался переваривать критику. Происходит это потому, что в нас существует безотказный механизм, позволяющий нам таким образом распознать потенциально опасные для нас ситуации, а значит, если нужно, включить рефлекс “бороться или убегать”. Ваш партнер, критикующий ваше очо, в этом смысле не отличается от тигра, неожиданно возникающего на вашем пути. Может быть, яркость впечатления не такая сильная, но ваш мозг и тело реагируют на это одинаково. Когда вы напряжены, ваши движения скованы и вам труднее удерживать равновесие, когда вы спокойны и настроены положительно, то ваши движения более свободны и текучи. Этому существует довольно простое объяснение. Когда в вас активизируется рефлекс “борьбы или бегства”, то ваш мозг заставляет вас сконцентрировать все ваше внимание и усилия на одну из этих реакций и забыть все остально – забыть БУКВАЛЬНО. Когда на вашем пути возникает тигр, вашему мозгу не до ваших прекрасных очо. Поэтому критика, воспринимаемая как агрессия, приводит либо к самозащите, либо к ответному нападению, но не приводит сразу к улучшению результатов.

Ну, и как же тогда, спросите вы, вообще практиковаться, если критиковать нельзя ни партнера, ни себя самих? Как вообще что-либо улучшать и искать решения, если нельзя упоминать проблему?

Существует один очень простой метод. Простой, но внедрить в жизнь его нелегко, как, впрочем, и любые простые жизненные вещи. Для того, чтобы конструктивно обсуждать проблемы и вместе искать продуктивные решения, важно, чтобы все это было не о вас и вашем партнере, а об ЭТОМ. О том, что вы вместе создаете. Об этом танце. Этой связи между вами. Об этом движении. Об этом очо. Об этом шаге. Об этом моменте равновесия. Необходимо отделить вас самих от того, что вы делаете.

Для этого формулируйте все в крайне нейтральных и одновременно крайне точных терминах. Вместо того, чтобы заявлять вашему партнеру “Вот ты всегда теряешь равновесие, отталкивайся же уже ногой от пола!” лучше сказать: “Вот в этот момент мне нужно, чтобы ты был(а) чуть сильнее на твоей опорной ноге, чтобы я смог(ла) хорошо закончить вот это движение.” Пусть все это будет об ЭТОМ, а также о НАС и наших ПОТРЕБНОСТЯХ. Если ваш партнер или партнерша не чувствует себя под огнем критики (а значит агрессии), то он или она, как правило, с радостью согласится дать вам то, что вам в этом момент нужно. Люди вообще охотно дают что-то, о чем у них просят вежливо. Зачастую трудно сразу определить, на чей стороне причина какой-то проблемы. В таком случае хорошо работает следующая формула: “Не знаю, с моей это стороны или с твоей, но вот здесь я чувствую, что мы теряем равновесие. Я вот сейчас такую вещь попробую. Как это тебе?” В любой области вы продвинетесь быстрее, если будете фокусироваться не на проблемах, а на решениях. К вам быстрее придут нужные идеи и ваше тело быстрее найдет нужные вам движения, если вы не отождествляете себя с проблемой. Вам также понадобится много ТЕРПЕНИЯ. С самим собой и с вашим партнером или партнершей. Терпение, терпимость и просто вежливость.

Прежде всего, прекратите терроризировать самих себя и прекратите терроризировать вашего партнера или партнершу. Если вы хотите добиться результатов, то ваши самые важные козыри – это вы сами, счастливые и плодотворные, а также счастливый и плодотворный партнер, счастливая и плодотворная партнерша. Чтобы этого добиться, вам надо перестать делать все то, что делает вас и вашего партнера или партнершу несчастными. Да, вот так запросто. Помните, что качесто вашего танца зависит от того, как каждый из вас себя чувствует. Если вы заняли позицию “Я смогу себя выразить полностью только тогда, когда ты станешь совершенством”, то вы можете ждать этого до скончания ваших дней. Никогда не упускайте возможности совершенствовать вас самих, даже если ваш партнер или партнерша еще далеки от идеала. Хвалите вашего партнера или партнершу за все, что он(а) делает хорошо. Берите с собой повсюду кнопочку “мне нравится”. Хвалите честно, с чувством. Чем больше вы хвалите хорошее, тем счастливее будет с вами ваш партнер или партнерша, тем легче вы будете добиваться результатов. Обоюдное восхищение и обоюдное уважение – ключевые понятия сотрудничества, и если они вас покинули, то вернуть их очень трудно. Это относится и к вам самим. Хвалите себя за то, что вам уже нравится в вашем танце, независимо от того, насколько вы далеки от ваших целей. Вы туда уже идете, шаг за шагом. Отмечайте каждый шаг.

Каждый раз перед практикой приведите себя в плодотворное состояние. Каким угодно образом. Посмотрите ваши любимые танго видео или кото-видео, это совершенно неважно. Также убедитесь в плодотворном состоянии партнера или партнерши и затем сосредоточьтесь не на результатах, а на радости их достижения. И можете мне поверить, вы их не только достигнете, но еще и будете оба более счастливы в процессе.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/10151788048197499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s