Мне скучно, бес. О партнерах и шагах

Партнеры часто жалуются: “Вот я танцую и замечаю, что мне становится скучно с самим собой. В какой-то момент я понимаю, что перетанцевал уже все мои комбинации, перепробовал все связки и теряю вдохновение. Это ужасно, в этот момент мне кажется, что, если мне скучно с самим собой, моя партнерша уже давно умирает со скуки.” Иногда партнеры мне говорят: “Извини, но тебя я приглашаю только когда я в оптимальной форме. Иначе я боюсь, что тебе со мной станет скучно.” А мои ученики иногда жалуются: “Сколько бы я не ходил на уроки, все равно потом забываю все эти новые шаги и возвращаюсь к прежним связкам, которые всегда танцевал и продолжаю танцевать.”

Как начинающие, так и очень продвинутые партнеры жалуются на ощущение скуки от собственного танца. Независимо от того, насколько богат репертуар шагов, в какие-то моменты все равно появляется ощущение, что “все это осточертело”. Почему же это происходит? И если партнер начинает тосковать от собственного однообразия, то скучает ли в этом момент также и партнерша?

Существует миф (в основном, среди партнеров) о том, что необходимо выучить значительное количество шагов, чтобы “впечатлить” партнершу. На самом деле в танце женщина никогда не знает, что будет дальше, она не читает мысли партнера и, как правило, с головой уходит в исполнение движений, на которые ее ведут. Перед ней непрерывно распахиваются новые двери, открывая новые пространства и пейзажи. Она не ведет учет шагам партнера, это является важной темой только для партнера. Таким образом, если партнеру становится скучно из-за однообразия собственных шагов, то у партнерши с этим, как правило, проблем не возникает. К тому же партнерша ценит в партнере в первую очередь не репертуар его связок, а то, насколько ее собственное движение с ним доставляет ей удовольствие и помогает ли его ведение ей в этом или нет. Партнерша никогда не заскучает от слишком скромного набора шагов, но она быстро заскучает в случае ОТСУТСТВИЯ КОНТАКТНОЙ СВЯЗИ. Это может происходить потому что партнер танцует на автомате, бессознательно и бесчувственно, или же потому что он слишком занят своими шагами и забыл о партнерше. Партнершам не нравится фигурировать в качестве инструмента. Вы можете быть ходячей энциклопедией танго-шагов, но не исключено, что ваша партнерша все равно будет умирать с вами от скуки. Вы можете, между тем, владеть очень скромным набором связок, но танцевать так, что она будет таять в ваших объятиях. Ценность в этом смысле никогда не определяется количеством.

Существует еще один миф (в основном, среди партнерш), о том, что партнерши не любят танцевать сложные фигуры и связки. Действительно, сложные фигуры повышают стресс партнерши, для этого ей нужна солидная техника и способность реагировать быстро и адекватно. Но неправда, что партнерши не любят сложные фигуры. Они их ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ, но исключительно когда они исполняются качественно. Сложные фигуры дают партнершам возможность прощупать границы своих навыков, они превносят в танец повышенное возбуждение, динамику и кучу удовольствия. Но между несложными шагами, выполненными качественно, и сложными шагами, выполненными кое-как, партнерша всегда отдаст предпочтение первым.

Тогда зачем, спросите вы, партнерам вообще учить всякие сложные шаги, если партнершам можно угодить и без этого? Иными словами, сколько шагов нужно иметь партнеру в его репертуаре, чтобы партнерши любили с ним танцевать? Когда я говорю о шагах и связках, я имею в виду различные комбинации из трех базовых элементов танго: шага, поворота и переноса веса. Партнер, на самом деле, не учится чему-то новому, он просто развивает навыки импровизации на более высоком уровне, все с теми же тремя базовыми элементами.

Задаваться вопросом “сколько шагов нужно знать партнеру, чтобы танец приносил удовольствие” это как ставить вопрос “сколько мне нужно денег для счастья”. Ответ таков: деньги как таковые к вашему счастью никакого отношения не имеют. Деньги помогают вам приобрести вещи, приносящие радость и удовлетворение, но счастье приходит к вам из другого источника, а именно, изнутри вас самих, вашей сущности. Так же и более расширенный набор шагов сам по себе не принесет вам больше наслаждения. Но, ровно как и деньги, разнообразие шагов предоставит вам больше возможностей для развлечений и больше свободы в танце. Ваш необходим некоторый “базовый запас” связок, чтобы вообще танцевать. Насколько ваш арсенал шагов должен быть разнообразным зависит от того, что вы, собственно, хотите и на что вы делаете акцент в танце. От того, что нравится и приносит удовольствие лично вам. Разнообразие шагов существует прежде всего, чтобы доставлять удовольствие самому партнеру.

Лично я считаю, что партнеры должны продолжать изучать новые варианты и возможности, просто потому, что в этом одна из целей их роли в танго. Танго прекрасно тем, что соединяет в себе две энергии: энергию “делать” и энергию “быть”. Роль партнера заключается в том, чтобы творить, строить, разрушать, искать новые пути воплощения движения. Когда партнеру внушают “Забудь о сложных шагах, ходи в музыку, приятно обнимайся и твоя партнерша будет счастлива”, в этом, безусловно, очень большая доля правды. В то же время это как говорить маленькому мальчику “Вот тебе разноцветные кубики, любуйся ими, трогай их, но строить ничего не надо. Это слишком сложно.”

Много лет назад репертуар шагов в танго был довольно ограниченным, но за последние годы вырос и предлагает ныне практически неисчерпаемое количество вариантов. Мы можем игнорировать богатство связок в танго под предлогом, что в прежние времена люди создавали более глубокий контакт в танце “и без этих ваших связок”. Но богатство шагов возникло не просто так, оно теперь является неотъемлемой частью действительности и дает много преимуществ. Вы можете вполне наслаждаться разнообразием шагов, главное, чтобы вас интересовало не столько количество, сколько качество исполнения. Танго всегда нечто большее, чем сумма сделанных шагов, но в шагах и связках нет ничего предосудительного.

Партнеры начинают скучать так же, как все мы начинаем скучать в любой другой деятельности в тот момент, когда у нас возникает ощущение РУТИНЫ, независимо от того, насколько эта деятельность сложная. Рутина возникает не столько из-за того, что вы повторяете какие-то действия, а из-за того, КАК вы их повторяете. Рутина – это когда вы становитесь предсказуемым для самого себя, когда ваша действительность перестает вас удивлять и радовать. Это во многом связано с жизнью на автопилоте. Как же лучше всего партнерам обходиться с наступающей скукой?

Есть несколько “практичных” подходов. Вы можете выучить новые связки, только важно помнить, что, прежде чем вы сможете спонтанно применять их на милонгах, вам придется попрактиковаться, пока эти связки не станут частью вашего репертуара. Но даже если вам не удается применять их на милонгах, не расстраивайтесь: уже сам тот факт, что вы учитесь чему-то новому, очень полезен для вашего мозга и всегда благоприятно повлияет на ваши навыки. Все, чему мы учимся, хотя бы в самой малости в нас остается. Вы можете разобрать на кусочки те связки, которые вы уже умеет делать, и начать изменять их составные части, приделывать новые концовки, изменять порядок шагов и темп, использовать левую ногу вместо правой (и наоборот) и так далее. Это само по себе очень интересный и вдохновляющий эксперимент, он будет способствовать вашему росту и делать ваш танец менее предсказуемым. Вы можете поработать над вашей техникой, так как чем лучше вы владеете базовыми навыками, тем свободнее ваш танец, тем больше он доставляет вам удовольствия (а также и вашей партнерше).

Существует еще один, более глубокий уровень, на котором вы можете противостоять ощущению рутины. Для этого вам надо будет перевести ваше внимание с того, ЧТО вы делаете, на то, КАК вы это делаете. Обратитесь к музыке как к основному источнику вдохновения и танцуйте то, что вы уже умеете, но следуя энергии музыки, ее ритму и темпу. Замедляйте движение, когда музыка это подсказывает, выдерживайте паузы, делайте ускорения и акценты. Когда партнер танцует в музыку, партнерша счастлива. И именно тогда вы сможете оказаться в той пресловутой ситуации, когда вы весь танец только ходите, но нисколько не скучаете. Это именно то, что имеют в виду преподаватели, когда просят вас “танцевать просто и душевно”. Это, разумеется, совсем не так просто, ибо требует от вас глубокого проникновения в музыку и постоянного внимания к вашим действиям. Но если вы позволите музыке двигать вас изнутри, шаги перестанут иметь большое значение и приоритет переместится на качество движения. Танго, повторюсь, это разговор и если вы знаете, что вы хотите сказать, то слова найдутся. В танго мы хотим сказать то, что нам выразительно подсказывает музыка.

В следующий раз, когда вы начинаете скучать, направьте все свое внимание на то, как вы двигаетесь и постарайтесь почувствовать в полной мере все, что с вами происходит: то, что вы ощущаете изнутри, что к вам приходит от партнерши и из вашего окружения. Ваша скука исчезнет бесследно в тот самый миг, когда вы направите ВСЕ свое осознанное внимание на настоящий момент. Скука – побочное следствие блуждающего разума, который непрерывно занят оценкой происходящего и проекциями будущего. Ваш разум полагает, что истинное танго нужно искать в крутых связках, в каком-то особенном объятии, в этой или иной партнерше, в нужной музыке. Но истинное танго совсем не в этом, оно в НАСТОЯЩЕМ МОМЕНТЕ и только в нем, равно как и другие важные вещи в жизни, такие, как любовь, радость и счастье.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/10152107794502499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s