О взлетах и падениях

Нам всем знакомо ощущение, когда все получается. Если у вас уже есть некоторый опыт танго, то это ощущение вам наверняка знакомо. Это одно из лучших ощущений в жизни. В этом состоянии кажется, что тело стало танцем, без всяких усилий, и что сверкающий поток несет вас куда-то в музыке. Вы одновременно полностью в этом участвуете и наблюдаете за своим участием со стороны. Вы в слиятии с партнером и чувствуете замечательное единство между вами и окружающим миром. Все технические “проблемы” испаряются и все просто-напросто работает.

Я думаю, что мы танцуем танго для того, чтобы ловить это ощущение. Когда я рассказываю о танго людям нетанцующим, я часто сравниваю его с виндсерфингом. Серферы, также как и тангерос, способны уехать Бог весть куда, чтобы делать каждый день одно и то же: ловить идеальную волну. Мы тоже, в своем роде, все время ловим идеальную волну. Ту незабываемую связь с другим, которую мы однажды уже почувствовали, особенную для каждого из нас, разную на каждом этапе нашего развития. Мы ищем нашу волну в партнерах, учителях, шагах, обуви, музыке, мероприятиях.

Нам также знакомо и противоположноное ощущение: когда кажется, что ничего не получается. Ваше тело, несмотря на все усилия, не способно воспроизвести нужные движения с той же легкостью, как недавно. Вам кажется, что вы все растеряли и пытаетесь все это найти, создать гармонию силой. Как правило, от этого становится только хуже. У вас начинается стресс, вы сердитесь, на вас находит угнетенное состояние, вам кажется, что вы танцуете хуже всех в мире. Вы начинаете объяснять всем, кто вам попадается на пути, что сегодня вы танцуете действительно очень, очень плохо. От этого вам какое-то время становится легче, но ненадолго, и в целом это ситуацию не меняет.

Почему так происходит?

Не претендуя на полное понимание данного феномена, я обозначу несколько важных аспектов. Первый – это то, что касается непосредственно танцевального навыка. Чем больше у нас опыта в какой-либо деятельности, тем легче нам войти в состояние, когда “все получается” в любой момент. В этом, собственно, весь смысл практики. Благодаря навыку профессиональные танцоры могут провести полдня в пути, дать несколько уроков и в тот же вечер станцевать отличное шоу. Чем лучше ваше тело освоило правильное и удобное движение, тем легче вам его воспроизводить по желанию. Поэтому есть смысл продолжать учиться и практиковаться: вас будет меньше мотать между взлетами и падениями. К тому же, вы научитесь влиять на ощущение падения и вносить изменения в это негативное состояние.

Если вы подвержены частым и сильным переменам между взлетами и падениями, то вполне возможно, что ваши навыки находятся в фазе “сознательного умения”. Я писала об этих фазах в моей статье “Учение-мучение и как его полюбить”. Сознательное умение – это фаза, в которой у вас получается танцевать правильно и удобно, когда все условия к этому располагают и вы делаете постоянные сознательные усилия. Как только условия меняются (вы устали, у вас стресс или вас что-то отвлекает), ваше тело возвращается к прежним, бессознательным двигательным шаблонам. Но эти шаблоны, хотя и привычны, осознаются вами как “плохие”, потому что вы уже научились их распознавать, как неправильные. Например, вы часто теряете равновесие. Когда вы спокойны и сосредоточены, у вас получается правильно приходить на новую опорную ногу. Но на милонге, из-за хаотичной навигации и других стресс-факторов (со стороны партнера/партнерши, из-за ваших эмоций), вы снова начинаете терять равновесие, что, конечно же, выводит вас из себя.

Многие танцующие застревают в фазе сознательного умения, что само по себе становится источником сильной тревоги, потому что вы, в целом, никогда не знаете, как будете танцевать. Чтобы выйти на следующий уровень, необходимо освоить правильные двигательные шаблоны, пока они не станут “неосознанным умением”, то есть привычкой, а для этого нужны время и практика. Но вы можете также помочь себе, создавая как можно чаще наиболее оптимальные условия для хорошего танца. Если вы подвержены стрессам, найдите способы успокоиться. Если на ваш танец сильно влияет усталость, то поспите немного до милонги. Перестаньте танцевать с партнерами и партнершами, с которыми вам некомфортно. Начинайте вечер с танд под музыку, которая вас вдохновляет. Общайтесь. Отвлекайтесь на что-нибудь другое.

Второй важный аспект – фокусирование вашего внимания. То, как мы ощущаем наше тело в любой момент зависит от совокупности всего того, что происходит в этот момент внутри нас и в нашем окружении. На это также влияет то, что с нами произошло до этого, в каком мы настроении, качество нашей энергии и наши эмоции. Наше существо, тело плюс разум – очень сложное, многогранное явление. Эта умная система поддерживает одновременно огромное количество процессов, которые мы в большинстве своем не ощущаем и сознательно не контролируем, если не научились это делать целенаправленно. В то же время наше осознанное внимание, как правило, фокусируется на чем-то одном, максимум на паре вещей сразу. Чем более узок наш фокус, тем больше та мысль, на которой мы сосредоточились, окрашивает наше восприятие реальности. К тому же, наш разум любит подхватить какую-нибудь мысль и начать ее распутывать, как котенок клубок шерсти, заводя нас все глубже и глубже в причинно-следственный “туннель” и вызывая сильные эмоциальные реакции.

Взлеты и падения, которые вы ощущаете – это прежде всего ваше внутреннее переживание того, что с вами происходит. Ваши внутренние ощущения не всегда точно отражают то, что происходит в действительности. Профессионалы знакомы с таким парадоксом: иногда выступление ощущается, как удачное, легкое и без перебоев, но не выглядит чем-то особенным. А иногда ощущается внутренний дискомфорт, срывы в контакте, напряжение, усталость, а со стороны выступление выглядит блистательно. Также бывают и ситуации, в которых одно отражает другое: выступление ощущается как посредственное и действительно выходит ниже стандарта, а выступление, где танцор находится “в зоне”, поднимает его искусство на абсолютную вершину. Разумеется, последний вариант – то, к чему стремятся все профессионалы. Истинное мастерство никогда не ощущается, как тяжелый труд, скорее как полет. Труд был вложен в него до этого.

Помимо развития определенного образа движения, обучение танцу также преследует еще одну цель: а именно, научить танцора осознавать одновременно как можно больше частей его или ее тела, плюс свое внутреннее эмоциональное состояние. По той простой причине, что вы не можете изменить то, что не осознаете. Осознанное ощущение приводит также к смягчению состояния “ничего не получается”, потому что в любой момент танцор осознает, что многое как раз получается. Как профессионалы, так и любители тренируют свое осознанное внимание в танце, но у любителей фокус остается более узким. И тогда происходит, что какое-нибудь незначительное неприятное ощущение может перерасти в настоящую депрессию в течение одной танды.

В целом, как и любая неприятная мысль. Если вы на ней глубоко сосредотачиваетесь, вы начинаете углубляться в “туннель”, где весь мир начинает казаться ужасным недоразумением, хотя на самом деле солнце продолжает светить, а окружающие вас люди продолжают заниматься своими делами. Единственное, что изменилось – ВАМ в голову пришла дурная мысль и вы позволили ей себя увести. В таком случае, вместо того, чтобы в суете и панике искать решения проблемы, поступите наоборот: расслабьте и расширьте фокус вашего внимания. Внутренне отступите от вашего неприятного ощущения и почувствуйте, что происходит в разных частях вашего тела. Посмотрите, что происходит вокруг вашего неприятного ощущения. Почувствуйте то, что получается и какие ощущения вам приятны. Пусть это вас успокоит. Создайте пространство вокруг проблемы, дышите, расслабьтесь. Скоро дела пойдут на поправку.

Если ваша первая реакция на прочитанное “как же я могу все это сделать и одновременно оставаться в контакте с партнером и музыкой?”, то вы просто еще недостаточно в этом натренированы. Это не только возможно, но еще и значительно улучшит ваш танец, если вы научитесь сохранять более широкий фокус внимания на том, что происходит внутри и вокруг вас. Если вы умеете завтракать и при этом читать газету, не наливая себе кофе в ухо, то вы можете научиться осознавать несколько процессов сразу и в танце. Это не значит очень сильно концентрировать внимание на нескольких вещах сразу, как раз наоборот: это значит расслабить и отпустить ваше внимание гулять там, куда вы его осознанно посылаете. Если в танце вам это сложно, тренируйте ваше внимание во время какой-нибудь простой повседневной деятельности. Периодически отправьте ваше внимание в какую-нибудь часть тела. Почувствуйте, где у вас пальцы ног или как чувствует себя ваша поясница, не теряя сосредоточенности на том, что вы делаете. Ваше тело будет несказанно этому радо, оно очень любит ваше внимание. Оно вам отплатит самым неожиданным и приятным способом.

Об одном вы уж точно можете не беспокоиться: когда ваш танец ощущается вами, как убогий, то внешне он, в целом, выглядит и ощущается также, как и всегда. Просто у вас испортилось настроение. Когда вы на взлете, ваш танец, объективно, не обязательно это отражает, просто вы более расслаблены и у вас вдохновение. Когда вы себя плохо чувствуете в танце, ваш танец не обязательно плох. Ваш партнер или партнерша могут почувствовать больше напряжения с вашей стороны, а могут и не почувствовать. Не забывайте, что другие люди заняты собой так же, как и вы заняты в основном собственной персоной. Поэтому в следующий раз, когда вы окажетесь в таком потерянном состоянии, не паникуйте: вас не ждет публичный позор. Никто не покажет на вас пальцем и не скажет: “Вон этот сегодня просто отвратительно танцует!” Ваши любимые партнеры и партнерши будут продолжать с вами танцевать, даже если в это с трудом верится. Вам уже когда-то было хорошо, вам будет хорошо и впредь, и даже очень скоро.

Повторюсь, ощущение взлетов и падений знакомы танцующим любого уровня, каждому по-своему. Мы же не роботы, в конце концов. Развивать навыки, расширять внимание, учиться выходить из состояния тревоги – все это очень полезные способы для ловли идеальной волны. Но необходимо также помнить, что идеальная волна не была бы таковой, не будь рядом с ней менее идеальных волн. Также не стоит забывать, что и менее идеальная волна может вам вполне пригодиться, если вы отнесетесь к ней с должным вниманием. Потому что в итоге ведь все дело не в волне, не так ли? Все дело в скольжении.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/veronica-toumanova/о-взлетах-и-падениях/10152405813712499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s