Плохие советы для хорошего танго

Иногда ученики говорят мне во время урока: “Знаете, я тут недавно танцевал(а) с одним партнером (партнершей), так вот, мне сказали…” и далее следует отзыв, критика или совет. Для парнерш это может быть, например: “Ты тяжелая, будь воздушней”, “Теряешь равновесие, ставь каблук на пол”, “Дай мне больше давления в объятии”. Для партнеров это бывает: “Не в музыку ведешь”, “Веди больше из центра”, “Танцуй как мачо” и так далее. Такого рода замечания западают в сердце и ученикам хочется знать, что с этим делать. Делятся такими замечаниями со мной больше женщины, так как у меня больше учениц, чем учеников, но еще и потому, что женщины сильнее из-за них переживают, их самооценка страдает и они чаще готовы обсудить это с преподавателем. Партнеры предпочитают не рассказывать, как их критикуют партнерши, за исключением тех случаев, когда проблема становится невыносимой.

Танго – танец парный и в нем важно осознавать, как ваш танец ощущается вашим партнером или партнершей, а также осознавать, какие у вас ощущения от людей, с которыми вы танцуете. С давних времен в танго существует убеждение, что ваши партнеры – самые авторитетные судьи вашего танца. В этом много правды, особенно когда речь идет о “человеческом факторе”. Между тем, советы ваших партнеров или партнерш о том, как улучшить ваш танец, как это не удивительно, зачастую совершенно ошибочны.

Движение можно анализировать с трех точек зрения: как оно ощущается, как оно выглядит и каким образом оно совершается в плане физических действий. Когда что-либо между вами и вашим партнером не срабатывает, то вы это констатируете в первую очередь потому, что вы это ОЩУЩАЕТЕ. Вы можете обозначить это ощущение как “неправильное” только в том случае, если вы уже испытали что-либо более приятное или же если здравый смысл вашего тела говорит, что вам неудобно (ощущение напряжения, усилия, потери равновесия, не в музыку и т.д.) То же самое с вашим собственным движением. Как только вы решаете, что оно ощущается или выглядит “неправильно”, вы пытаетесь создать новое ощущение и новую визуальную форму, более близкие к вашему представлению о “правильном” движении. Когда ваш партнер говорит, что ваше движение для него неудобно, то у вас еще не создалось ощущение “неправильности”, а значит, отсутствует и представление о “правильной” версии движения. В такой ситуации вам необходима вся возможная информация как от партнера, так и от ваших собственных чувств, а еще и мнение эксперта.

Во время практики внутри вас все время идет этот циклический процесс понимания того, как внешние действия создают внутренние ощущения и как изменить действие, чтобы создать иное ощущение. Осознавать и называть наши внутренние ощущения нам, как правило, несложно, так как танго развивает чувствительность и сосредотачивает наше внимание на движении. Однако для понимания того, как движение должно ощущаться и смотреться в идеале, а также какие внешние действия создают нужные внутренние ощущения, вам понадобится больше, чем просто способность чувствовать. Для этого вам понадобится знание биомеханики танго.

Вообразите себе шеф-повара, который приготовил вам блюдо и попросил его оценить. Вы можете сказать: “Мне как-то пресно”. Если повар вас впоследствие спросит “Как, по-вашему, можно это блюдо улучшить?”, но у вас нет никакого кулинарного опыта, то вы, скорее всего, скажете: “Ну, знаете, все-таки повар тут вы” или же начнете просто гадать. В танце также существуют два аспекта: аспект НАВЫКА, т.е. как что-то сделать, и аспект конечного ЭФФЕКТА. Если вы часто ужинаете в хороших ресторанах, то в какой-то момент вы сможете стать неплохим кулинарным критиком, но поваром вы, как ни крути, не станете. Если вы много танцуете с различными партнерами, то это еще не делает вас знатоком техники танго, тем более техники противоположной роли. Увы.

Поэтому важно понять разницу между ОТЗЫВОМ и СОВЕТОМ. Отзыв описывает ваши ощущения, то есть тот эффект, который производит на вас танец вашего партнера. Совет же поясняет партнеру, что ему нужно сделать. Необходимо помнить, что вы всегда танцуете с человеком, обученному противоложной роли, а значит, развивающему отличные от ваших навыки. Ваш отзыв о его (или ее) танце может быть вполне точным, но вот ваш совет, если вы не эксперт в таких навыках, будет скорее всего пальцем в небо.

Компетентный преподаватель всегда обладает достаточными знаниями о технике обеих ролей, хотя и специализируется только в одной. Когда вы берете урок с преподавателем противоположной вам роли, то говорите много о том, как ваше движение должно ощущаться в паре. Когда вы берете урок у преподавателя вашей роли, то речь чаще идет о том, “что делать”. Оба способа обучения очень полезны. Несмотря на это, всегда проще следовать совету “что делать”, чем пытаться наугад создать нужное ощущение в другом человеке. Поэтому урок с преподавателем противоположной роли может привести вас в сильное замешательство, если преподаватель не объясняет одновременно, как действовать.

С вашим партнером (партнершей) можно обсуждать ваше взаимодействие в танце на четырех уровнях. Первый, базовый, это уровень ПРОБЛЕМЫ: ваше ощущение неудобства от движения партнера. Чтобы осознать проблему, как правило, достаточно чутко прислушаться к своим ощущениям и описать их при помощи фраз, начинающихся со слов “Я чувствую”. Если ваше описание остается слишком поверхностным, как примеры, приведенные мною в начале статьи, то вы скорее обидите своего партнера или же приведете его (ее) в полное замешательство. Чтобы ваш отзыв был понят, принят и применен на практике, он должен быть как можно более ТОЧНЫМ. Опишите детально, где, как и в какой момент у вас возникает ваше проблемное ощущение.

Второй уровень – уровень ПРИЧИНЫ: какие именно действия другого человека создают ваше неудобство. Когда партнеру кажется, что партнерша теряет равновесие, то причиной может быть все, что угодно, от ее постуры до ее внутреннего беспокойства. Партнер и сам может бессознательно выводить партнершу из равновесия. Порой причина проблемы одного партнера кроется в неверном движении другого. Так что, прежде чем выявлять проблемы у человека, с которым вы практикуетесь, будьте морально готовы к обнародованию целой вереницы собственных проблем.

В-третьих, существует уровень РЕШЕНИЯ, то есть то, что надо препринять. Решение, как правило, следует естественным образом за причиной. Поскольку причина одной проблемы может быть в наличие другой проблемы, то и решение может оказаться в ином месте, чем казалось. Танец – сложный, многогранный процесс, в нем играют роль множество факторов и все части тела влияют на движение в целом. На интеграцию двигательного решения всегда потребуется определенное время.

И последний, четвертый уровень – уровень желаемого ЭФФЕКТА, т.е. ощущения от улучшенного движения. Если у вас создалось ощущение проблемы, то у вас зачастую уже присутствует некое приблизительное представление о желаемом эффекте. Из четырех уровней – проблемы, причины, решения и эффекта – на первом и четвертом мы объясняемся, описывая свои внутренние переживания. О них можно

разговаривать, не имея особых технических навыков, достаточно иметь небольшой опыт танцевания. Но для выявления причин и решений вам потребуется солидное знание техники. Если вы не эксперт и хотите улучшить свой танец благодаря совместной практике, то старайтесь общаться с вашими партнерами как можно чаще на уровнях проблемы и желаемого эффекта. Избегайте скоропалительных выводов и держите ваши советы при себе. Лучше экспериментируйте как можно больше вместе с партнером или партнершей, у вас будет больше шансов найти решения проблем в самом процессе. А также посоветуйтесь с экспертами.

Как реагировать, если кто-то комментирует ваш танец? Не бросайтесь сразу пробовать то, в чем вас убеждают. Для начала спросите себя, что вы получили: отзыв или совет? Если отзыв, то постарайтесь выпытать как можно более точную информацию о проблеме. Если ничего более точного выпытать не удается, то поблагодарите и танцуйте дальше. Если вам дали совет, то спросите себя: владеет ли этот человек достаточными знаниями о моей роли и о технике танго в целом, чтобы посоветовать мне нечто действительно дельное? Если вы считаете, что не владеет, тогда попросите вместо совета сформулировать отзыв, то есть описать свои внутренние ощущения проблемы, не торопясь с выводами. Когда вы слепо следуете ошибочному совету, то создаете вредные двигательные привычки, которые в дальнейшем будет сложно исправлять. Развитие новых двигательных привычек похоже на ремонт электропроводки в квартире: они вносят изменения в вашу нервную систему. Хорошенько подумайте, прежде чем этим заняться.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/veronica-toumanova/плохие-советы-для-хорошего-танго/10152504825257499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s