Поучают, поучают!… И каждый по-своему

Регулярно в конце семинаров кто-нибудь из учеников подходит ко мне со следующим вопросом: “Скажите, вот вы даете очень базовый и полезный материал. Кое-что мне кажется настолько необходимым, что я думаю: почему никто мне раньше об этом не говорил?” А еще я часто слышу вот что: “Знаете, я учился (училась) у многих преподавателей и все они меня учили по-разному, иногда вообще радикально противоположным вещам. Каждый раз мне приходилось начинать чуть ли ни заново. Я никак не разберусь, что хорошо, что плохо, мне кажется, я потерял(а) уйму времени. Почему так просходит?”

На эти вопросы существует простой ответ. Если преподаватели танго должны были заверять свои навыки дипломом от официально признанного учреждения до того, как им разрешали преподавать, то вышеупомянутые случаи стали бы исключением. Сложный ответ на эти вопросы звучит так: несмотря на то, что танго постепенно двигается к некоему универсальному способу обучения, до нынешних пор именно отсутствие какого-либо официально признанного учреждения дало нам танец столь исключительно богатый формами, стилями и техниками. Каждый человек, пришедший в танго, повлиял на его развитие, каждый начинающий танцор рано или поздно внес свой вклад в танго так же, как и любой профессионал, выбирая, у кого и чему учиться, как танцевать, в каких мероприятиях участвовать. Все профессионалы, которыми вы восхищаетесь, развили свое искусство гораздо более благодаря собственному поиску и практике, чем обучению у кого бы то ни было, они зачастую буквально изобрели то, что преподают. Различия в подходах и технике таким образом неизбежны.

Танго – органично развивающийся феномен и до сих пор успешно сопротивляется попыткам строго определить его или свести к какой-то единой форме. Лично для меня именно этот аспект делает танго таким завораживающим и жизнеустойчивым. Но он же и повергает многих в смятение, особенно новичков. Танго-сообщество обучает самое себя и профессионалами являются не те, кто обучался танго, а те, у кого получается этим зарабатывать. Это значит, что где бы то ни было наиболее фанатичные и опытные танцоры, как правило, в какой-то момент становятся преподавателями и/или организаторами мероприятий. По разным причинам: из любви к танго, в целях личностного роста, из-за денежных соображений, ради общественного признания и т.д. Единственное сообщество, в котором можно наблюдать некие формы “институциализированного образования” это Буэнос Айрес, где существуют школы, танцевальные труппы и чемпионаты, которые могут вам предоставить, уж если не диплом, то по крайней мере некое отличие.

В танго любой человек может назвать себя преподавателем. Преимущество такого положения дел в том, что танго-сообщество продолжает бурно расти, так как каждый новый преподаватель приводит в танго новых учеников. Самый крупный недостаток – невозможность гарантировать качество преподавания. Особенно в маленьких и отдаленных сообществах у людей нет другого выбора, как идти учиться к тем, кто танцует дольше всех или же к тем, кому просто хочется преподавать.

Начинающие преподаватели создают сперва начинающую группу. Такую группу создать легче, чем убедить более опытных танцоров пойти на уроки новоиспеченного маэстро. Это значит, что в танго новички могут нарваться на любой уровень преподавания: как на очень высокий, так и на очень низкий. Многие продолжающие потом уходят к преподавателям более высокого уровня, но, к сожалению, к этому времени у них уже развились неэффективные двигательные привычки, которые трудно исправить. Это самая большая трудность, с которой сталкиваются танцоры в процессе обучения. Я наблюдаю это часто, когда ко мне приходят новые ученики среднего или продвинутого уровней.

В идеальном варианте, скажите вы, новичков должны учить самые лучшие преподаватели! Но, если самые лучшие преподаватели будут учить новичков, то кто же будет обучать продвинутых танцоров? Самые известные и уважаемые маэстрос в основном ездят по мероприятиям, они почти не ведут регулярные уроки и практически не обучают новичков. Это задача для местных преподавателей. К сожалению, начинающие танцоры довольно небрежны в выборе школ. Мы обычно полагаем, что, когда человек называет себя профессионалом, то у него есть на это солидные основания, но в танго это не так. Создатели танго-школы рядом с вашим домом, куда вы собираетесь пойти поскольку это недалеко и удобно, могут оказаться прекрасными преподавателями, а могут оказаться полными неучами. Они, может, даже обучались у самых именитых маэстрос, да вот только ничему не научились, ибо никакой преподаватель не может заставить вас танцевать танго, он (или она) может вам в этом только помочь.

К тому же, великие танцоры не обязательно становятся прекрасными преподавателями и прекрасные преподаватели – не всегда танцоры наивысшего уровня. Как в любом деле, творить и обучать творчеству – два разных навыка. Даже если танцор вышел на должный уровень, чтобы обучать других, то это еще не значит, что он будет это делать эффективно. Учиться обучать движению – тоже процесс. С другой стороны, если у кого-то есть талант к преподаванию или просто желание преподавать, то это еще не освобождает этого человека от необходимости развивать себя должным образом прежде всего как ТАНЦОР или ТАНЦОВЩИЦА. Самым важным инструментом для преподавателя танца является прежде всего сам танец. Чтобы учить людей литературе не обязательно быть писателем, но, чтобы преподавать танец, нужно прежде всего стать танцором.

Если вы только начинаете учиться танго и вашем сообществе есть выбор, к кому пойти учиться, то советую вам подойти к этому с умом. Правильный выбор может уберечь вас от проблем в будущем. Когда вы ищите преподавателя, найдите сперва в нем танцора (или в ней танцовщицу). Если вы совсем новичок и у вас есть друзья, танцующие танго, то пусть они возьмут вас с собой на милонгу (или на урок), где вы сможете посмотреть на то, как преподаватели танцуют. (Вы можете также посмотреть на них на видео, но это не одно и то же). Обсудите то, что вы видели, с более опытными тангерос, но составьте и свое собственное мнение. Постарайтесь высмотреть тех, кто действительно танцует, легко и удобно, в гармонии с партнером. Это могут быть самые яркие танцоры на танцполе, а может быть и вполне скромная, плавно вышагивающая пара, не привлекающая к себе особого внимания. Социальное танго – танец, направленный вовнутрь. Если танго вам знакомо исключительно благодаря сценическим постановкам, то знайте, что на уроках вас будут обучать совсем другому. Поэтому найдите для себя надежные источники информации. Я могу вас заверить, что по-настоящему блестящих танцоров на милонге вы заметите моментально. Вам может не понравиться их стиль, но высокое качество вы почувствуете сразу.

Когда вы установили, что данные преподаватели являются хорошими танцорами, то как узнать, насколько хорошо они преподают? “Посмотреть на их учеников”, скажите вы. Но увы, все не так просто. Преподаватель это вам не фабрика. Даже самые компетентные маэстрос ничему вас не научат, если вы сами не учитесь или что-то в вас блокирует ваш прогресс в танце. Важно понять одну вещь: не ищите какого-то теоретически “хорошего” преподавателя, найдите того, кто сможет обучить вас тому, ЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬСЯ. В танго вы можете расти в разных направлениях, просто выберите то, что вас вдохновляет на данный момент. Если вы знаете, чего вы хотите, вы обязательно найдете того, кто способен вас этому научить. И найдя подходящего и компетентного преподавателя, постарайтесь получить от него все, что можете.

Насколько продуктивны отношения между вами и вашем преподавателем, можно оценить по трем признакам. Во-первых, вы продвигаетесь в том направлении, в каком желаете, при условии, что вы старательно учитесь, а ваш преподаватель вас старательно учит. Во-вторых, к вам приходит все более ясное понимание того, чему вы учитесь, и все более детальное понимание танца. В-третьих, ваше развитие и ваш танец доставляют вам удовольствие, обучение вас вдохновляет, вы на подъеме, даже если путь не всегда усеян розами и порой вам кажется, что у вас ничего не получится. Если вышеизложенное не находит у вас отклика, то либо ваш преподаватель вам не подходит, либо вы не пытаетесь чему-то научиться.

Помимо местных преподавателей существует еще целый буфет педагогов, преподающих на разных мероприятиях. Во многих случаях они более компетентны, чем местные преподаватели, но не всегда. Если вы находитесь на первом или втором году обучения танго, не пытайтесь съесть весь этот буфет сразу. В первое время попытки учиться у слишком большого количества преподавателей могут порядком вас запутать, особенно если вы не знаете наперед, насколько эти преподаватели компетентны. Даже если все приезжающие к вам маэстрос как один прекрасные педагоги, они все равно будут делать акцент на то, что нравится им самим, что у них получается лучше всего, что ИХ привлекает и вдохновляет в танго. Если у вас в голове еще не сложилась общая картина танго как логичной системы движений, в которой все эти аспекты имеют свое место, то вас все это может ошарашить и смутить. Пробуйте, но, опять же, с умом.

Чем больше у вас опыта, тем проще вам будет понять, когда преподаватель вам подходит, а когда – нет, а также отсеивать знающих от незнающих. Всегда следует помнить, что главный фактор в процессе вашего обучения это вы сами. Хороший преподаватель сумеет правильно оценить ваш уровень, поймет, как быстро и в каком направлении вы сможете двигаться, и поможет вам сделать ОДИН ШАГ ВПЕРЕД каждый раз. Но вот сделать этот шаг придется все равно вам.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/10152338082082499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s