Почему нам кажется, что техника убивает эмоции

Существует убеждение, что человек, чересчур увлекшийся техничностью танца, становится неэмоциональным танцором. В танго это очень серьезный риск. Когда мы говорим о ком-то “техника у него (у нее) может и не самая лучшая, но в танце очень много хороших человеческих качеств”, то мы считаем, что делаем комплимент. Если же мы говорим о ком-то, что он (или она) техничен, но не эмоционален, то подразумеваем, что человек, в общем-то, не понял, в чем суть аргентинского танго. Из этого порой делается вывод, что техника способна стать врагом эмоции и человеческого фактора в целом. На мои статьи, в которых я подолгу обсуждаю трудности обучения и совершенствования, то и дело кто-нибудь реагирует фразой: “Да-да, это все прекрасно, но знаете, танго нужно танцевать прежде всего СЕРДЦЕМ и этому вас никто никогда не научит!”
Антагоничность техники и эмоции не новость, мы часто совмещаем эти аспекты или противопоставляем их друг другу в самых разных областях, не только в танго. В любом танцевальном мастерстве педагоги и хореографы жалуются, что порой танцоры настолько зацикливаются на совершенствовании движения, что, как сказал один балетный педагог, “создается ощущение, что человек влюблен в собственные ноги!” Зацикленность на техническом аспекте мешает танцору или танцовщице поистине “воплотиться” в движении, то есть выразить все то, что движением не является: намерение, нарратив, образы, настроение, эмоции, душу и страсть.
Полярность “техника – эмоции” связана в первую очередь с тем, как мы осваиваем какой-либо сложный навык: процесс обучения целиком поглощает наше внимание. Пока вы пытаетесь освоить плавное хиро, про эмоции при вас лучше не начинать. Подобное состояние, когда все наше внимание направлено на задачу, вырабатывается в контексте уроков и практик. Пока задача кажется нам непосильной, как телесно, так и умственно, то мы будем данное движение скорее “делать”, чем танцевать. Если позже, уже на более высоком уровне мастерства, мы продолжаем сосредотачиваться на “делании”, то движение никогда не наполняется смыслом и наша чувственная сущность не может себя полностью проявить.
В любом танцевальном обучении педагоги настаивают на том, чтобы ученики регулярно переставали “исполнять” движение и пробовали в танце “воплотиться”. Только тогда у движения есть шанс выйти за грани физического действия. Иногда, чтобы заставить себя перестроиться на иное состояние, танцор должен разрешить себе все отпустить и сознательно пойти на риск сделать НЕИДЕАЛЬНОЕ движение, но с реальной эмоцией. В любом танце нас поджидает одна и та же ловушка: мы настолько уходим в “исполнение” танца, что забываем его проживать.
В танго термином “техничный” мы зачастую обозначаем тех, кто чрезмерно сосредоточен на танцевании сложных связок или вообще на движении как таковом. В социальном танго одержимость шагами считается высшей степенью предательства, так как вы забываете о контактной связи и пользуетесь другим человек для одиночного воплощения танцевальных фантазий. Это разрешается в обучении и на практиках, ради самоусовершенствования, но на милонгах от нас ждут, что мы вложим в танец сердце и душу. И все же это не имеет никакого отношения к технике как таковой, речь идет исключительно о фокусировании внимания. Техника – инструмент, помогающий танцевать с наименьшим усилием, грациозно и эффективно. Именно отсутствие чрезмерного усилия дает волю самовыражению и порождает то захватывающее, похожее на полет ощущение свободного танца. Техника освобождает эмоции, освобождая движение. То, что мы зовем “технично, но неэмоционально” правильнее называть “сфокусированность на движении” или “отсутствие взаимосвязи”. Когда наше внимание сосредоточено только на движении, то мы теряем связь с партнером, музыкой, танцем и собственной эмоциональной сущностью. Техничны те, у кого хорошая техника, не те, кто на ней зациклен. Все танцоры мечтают втайне стать настолько техничными, чтобы забыть о технике раз и навсегда.
Происходит нечто очень любопытное, когда человек, который какое-то время усердно пытался сделать движение правильно, вдруг переключает свое внимание с физического усилия и осознанно подключает его к музыке, образу или намерению. Неожиданно техника движения заметно улучшается! Почему так происходит? Дело в том, что, фокусируя внимание исключительно на физическом действии, мы игнорируем другие параметры, позволяющие танцевать без излишных усилий: музыкальность, намерение и взаимосвязь. Сосредотачиваясь только на исполнении мы начинаем двигаться механично, используя слишком мало или слишком много энергии, отрешенно или же наоборот, с неуместным пафосом.
Вышеописанное объясняет, почему преподаватели, вместо того, чтобы повторять “поставь стопу, начиная с пятки, и перекати вес, пока не перенесешь его полностью” говорят вам нечто вроде: “теперь ходим мягко, как котики, массируем стопами пол!” Образы в танце позволяют расширить фокус внимания и вобрать в него не только механику движения, но и музыку, пространство, энергию, партнера, намерение и эмоции. Именно поэтому образы так эффективны: когда образ целесообразен, то конечное движение сразу становится ЦЕЛОСТНЫМ. Безусловно, на определенном этапе необходимо понять механику движения, чтобы улучшить технику, но затем нужно выйти за рамки механики благодаря образам и намерению. И это надо делать на каждом этапе, не только тогда, когда движение кажется механически совершенным. Механика движения никогда не станет идеальной, если внимание будет сосредоточено исключительно на механике.
Именно поэтому фокусирование внимания только на двигательном аспекте создает танец, лишенный эмоций. В контексте танго “эмоции” можно описать как аутентичное присутствие в паре и желание проявить и дать почувствовать другому человеку вашу человеческую сущность. Когда вы теряете связь с различными аспектами танца и сосредотачиваетесь на его двигательном аспекте, то естественном образом отключаетесь и от собственных эмоций.
Эмоции, в свою очередь, не стоит путать с аффектом. Слишком сильные эмоции мешают танцевать, так как перегружают вашу нервную систему. Одна из задач техники как раз дать возможность ощущать и канализировать сильные эмоции, не теряя при этом контроль над движениями. В танго эмоции всегда направлены в первую очередь вовнутрь пары, в сторону партнера, не на публику, даже в том случае, когда пара выступает. Поэтому в танго некоторые вещи выглядят не всегда так, как они ощущаются изнутри. Не все то, что сложно, поистине технично: порой самые скромные в движениях танцор или танцовщица на милонге оказываются самыми техничными. Как и далеко не все, кто пылко выражает свои эмоции, способны создать глубокий контакт в объятии. Иногда именно несколько отчужденно и неприветливо выглядящие партнеры дадут вам самые яркие ощущения в танце.
Преподавателей часто критикуют за чрезмерный акцент на техническую сторону танца и за трату огромного количества времени на объяснение и изучение связок. Многие тангерос считают, что технически ориентированное обучение отдаляет человека от истинного танго и что лучше подходить к этому интуитивно, полагаясь исключительно на собственные ощущения, одним словом, только на человеческий фактор. Если вы узнаете свой путь в танго в этом описании и вам кажется, что это был очень хороший подход, то вы, скорее всего, не отдаете себе отчета в том, насколько ваш танец сформирован под влиянием тех, кто вас окружал, благодаря копированию и приспосабливанию к движениям ваших партнеров, иными словами, что в вашем танце так или иначе присутствует технический аспект, но не являясь при этом результатом структурированного обучения. Вы мало что сможете сделать на танцполе, если вам нечего предложить партнеру, кроме большого корасона. Проблема не в технике. Проблема в убеждении, что умение двигаться равняется умению танцевать, а также в убеждении, что если вы душевный человек и умеете хорошо обниматься, то это уже сделает вас танцором. В ОДИНОЧКУ ни один из этих факторов танцором вас не сделает. Но вкупе они могут создать нечто такое, что до сих пор, сколько я ни танцую, кажется мне чистым волшебством.
Есть еще одна причина, из-за которой нам кажется, что техничность убивает эмоции, и связана она напрямую с самой сутью танго.
В социальном танго многим не нравится смотреть хореографические постановки во время выступлений. Часть зрителей считает, что сам факт постановки значительно снижает эмоциональный отклик на подобное выступление. Парадоксально то, что те же самые люди способны реагировать сильно и эмоционально на другие сценические танцы, балет или современный танец, хотя речь тоже идет о постановках. Им не пришло бы в голову посмотреть танец Барышникова, пожать плечами и сказать: “Ну да, прекрасно, конечно, но все же это постановочный танец, меня он эмоционально не трогает.” В танго же мы убеждены, что именно полная незащищенность танцующих в контексте импровизации позволяет создать тот эмоциональный заряд и ту специфическую контактную связь, которую мы считаем УНИКАЛЬНОЙ ЦЕННОСТЬЮ танго и ассоциируем исключительно с этим танцем. В каком-то смысле танго это триллер: каждое мгновение может пройзойти и происходит нечто, что способно выбить партнеров из колеи, но каким-то образом они все-таки дотанцовывают до конца. В танго нам хочется видеть незащищенную человеческую сущность, спонтанно реагирующую на ситуацию полной неопределенности, со всеми возникающими из этого моментами нервного напряжения, отдачи и неожиданности, но при этом чтобы танцоры прошли через это испытание виртуозно и с апломбом. Поэтому в танго мы любим хореографические постановки, которые передают ощущение риска, из-за высокого уровня сложности, из-за очень сильных эмоций, а главное, в которых присутствует эта специфическая взаимосвязь между партнерами, характерная для танго.
В итоге все сводится именно к взаимосвязи: с самим собой, с эмоцией, танцем, музыкой, партнером, пространством. Выстраивать взаимосвязь тоже техника и одновременно человеческий фактор, что делает объяснения и обучение более сложным. Взаимосвязь остается главной составной частью танго, тем, что делает танго именно таким, каким мы его страстно любим, тем, без чего все техники и эмоции мира не более чем ноты партитуры, ожидающие того, кто придет и сыграет музыку.
Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/10153453986947499. Взято с разрешения автора.
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s