Сила воображения: почему мы пользуемся образами

Вспомните последний урок танго, на котором вы были. Наверняка в какой-то момент преподаватель сказал(а): “Представьте себе…” и последовал некий образ. Может, непосредственно из культуры танго (“представьте, что на вас очень узкая юбка”) или же нечто общее (“представьте, что вы мягко удерживаете надувной шар между вашей грудью и грудью вашей партнерши”). Преподаватель затем попросил вас воплотить предложенный образ в танцевальном движении. И оно вдруг радикально изменилось во всех аспектах. Войдя в образ, вы одновременно впустили образ в себя и ваше движение заиграло новыми красками.

Образы как дидактический и хореографический инструмент используются практически во всех танцах. Почему? Что делает их настолько действенными? Какие образы работают в танго и какие не работают? Как эффективно использовать образы во время практики, в танце, в обучении?

Преподавая танец, мы имеем в распоряжении четыре способа передачи информации: визуальные примеры, кинестетические или сенсорные примеры, функциональные объяснения, а также образы. Визуальный пример возникает во время демонстрации данного движения. Кинестетическое качество движения можно почувствовать в теле другого человека через объятие или в собственном теле, следуя инструкциям преподавателя. Функциональные объяснения описывают механизмы движения, разбивая его на части и функции: позиции тела, работу мышц, выстраивание осанки, прилагаемые усилия и так далее. Образы же используются как некая совокупная концепция, глубоко связанная с данным движением.

В идеальном варианте на уроках преподаватели показывают и объясняют материал всеми четырьмя способами, предоставляя как можно больше подходов к пониманию движения. Иногда преподаватель отдает предпочтение какому-либо из способов или же наиболее искусно преподносит материал именно так. Пользоваться одним способом из четырех недостаточно. Если преподаватель все хорошо показывает, но не способен ничего объяснить и не дает вспомогательные образы, то про такого маэстро мы говорим “танцует замечательно, но преподавать не научился”. Визуальные и сенсорные примеры – РЕЗУЛЬТАТ биомеханики движения. Нам же нужно понять, КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ. Безусловно, в самом примере присутствует огромное количество информации: направление, динамика, позиции, скорость и т.п. Чем опытнее ученики, тем проще им скопировать движение. Но чтобы воспроизвести движение во всех его тонкостях, ученик должен иметь внутри приблизительно ту же концепцию, что и преподаватель. С этой концепции все и начинается. Наблюдая за движением ученика, опытный преподаватель способен моментально понять, какая концепция движения действует на данный момент в теле и мыслях ученика. Концепция сама по себе и есть образ, но часто присутствует только на подсознательном уровне. На следующем этапе преподаватель помогает ученику осознать действующую концепцию и поменять ее на более правильную, при помощи новых образов.

Вышеописанное доказывает, почему нельзя выучиться танго только по роликам из Ютьюба: в них мы видим только результат внутренней концепции танцующих. Самая важная телесная работа в танце практически невидима. Пока вы очарованно наблюдаете за свободной ногой, рисующей украшение, незаметно для вас опорная нога и центр танцовщицы работают на полную силу, держа равновесие. Если вы продвинутого уровня, то ролики помогут вам выучить новые связки или сделать какие-то косметические поправки в линиях танца. Если же вы начинающая или начинающий, то вам понадобится живой человек, способный доходчиво объяснить, как работает каждое движение – еще раз, и еще, и еще.

Функциональные объяснения также очень важный способ в обучении танцам. Помимо прочего, они демонстрируют степень компетентности преподавателя в областях анатомии и биомеханики движения. К сожалению, у подобных объяснений есть один существенный недостаток: они выстраивают информацию алгоритмично, в определенном порядке, загружая мозг большим количеством деталей и подключая к процессу наше медлительное, вербальное, аналитическое мышление. Если я задам себе цель объяснить вам в мельчайших деталях, как делать шаг в крест, то я буду говорить целый час и в итоге настолько загружу вас информацией, что вы не сможете сдвинуться с места. Мы танцуем не потому, что следуем каким-то вербальным командам. К тому же, выполняя любую задачу, мы способны удерживать в уме весьма маленький набор параметров одновременно. Когда люди пробуют танцевать, следуя функциональным инструкциям, то танец приобретает механический характер, лишенный выражения и музыкальности. Функциональных объяснений недостаточно, чтобы человек затанцевал, ибо люди не роботы. Мы живые существа и пути наши в буквальном смысле неисповедимы.

Визуальный пример показывает результат; сенсорный пример дает почувствовать результат; функциональные объяснения помогают понять, как работают разные части тела и дают заглянуть, так сказать, в скрытый от глаз телесный аппарат и программное обеспечение; образы же действуют совсем иначе. Удачный образ сочетает в себе объяснение с результатом. Объяснение, заключенное в образе, или, точнее, понимание движения, одновременно визуально, сенсорно, мгновенно и интуитивно. Слово “образ” предполагает визуальный характер, но в данном случае это не только то, что мы видим, но и то, что мы ощущаем, а так же то, что конкретно происходит в теле. Образ помогает осознать суть движения как нечто целостное, сравнив его с каким-то другим, уже знакомым явлением. При успешном применении образов ученикам не обязательно понимать всякие анатомические и механические тонкости, хотя по собственному опыту могу сказать, что взрослым ученикам такие знания кажутся очень привлекательными. Взрослые зачастую уже обладают кое-какими анатомическими знаниями и им нравится интеллектуально понимать, как они двигаются. Но после каждого функционального объяснения искру глубинного понимания в итоге выбивает именно удачно подобранный образ – и тогда движение срабатывает.

Каковы параметры эффективного образа?

Образ, в отличие от фунционального объяснения, должен доносить до танцора не только механику движения, но прежде всего заключенное в движении НАМЕРЕНИЕ. Намерение суть направленное желание, которое можно выразить глаголом. Это тот глубинный энергетический импульс, которые придает движению конечную форму. Если мы скажем ученикам: “Представьте себе, что вы работаете официантом в очень дорогом ресторане и преподносите клиенту изысканное блюдо”, то результат будет везде примерно одинаковым. Ученики приосанятся, слегка выставят подбородок, примут гордый, несколько высокомерный вид и исполнят “преподносящее” движение подчеркнуто красиво. Если же мы скажем “представьте себе гордую осанку”, то результат будет далеко не везде одинаковым. Этот образ приведет к приблизительным и карикатурным варинтам того, как каждый ученик представляет себе гордую осанку, а главное, результат будет СТАТИЧНЫМ.

Образ должен быть ТОЧНЫМ. Он должен описывать очень конкретную и знакомую ситуацию или ощущение, чтобы каждый ученик мог МОМЕНТАЛЬНО с ним идентифицироваться. Если преподаватель говорит “двигайся как мачо” или “танцуй от всего сердца”, то большинству учеников будет сложно с этим идентифицироваться, эти образы слишком общие и подверженны слишком разным интерпретациям. Если образ вызывает у вас больше вопросов, чем дает ответов, и если у вас возникает туманное ощущение вместо ясности, значит, образ неточен или незнаком. К сожалению, многие преподаватели забивают головы учеников кучей неудачно подобранных и недейственных образов, которые сбивают с толку и мешают осознать базовые двигательные механизмы. Рассмотрим, например, часто используемый призыв “отделить верх от низа”. Казалось бы, образ точный и с четко выраженным намерением. Но в результате, увы, ученики раздувают ребра, делают грудь колесом, задерживают дыхание и напрягаются в разных частях тела, то есть принимают постуру, танцу не способствующую. Происходит это потому, что термин “отделить” описывает результат, но не показывает, КАК это сделать. Эффективный образ, в свою очередь, дает четкий вектор направления и предлагает ПРОЦЕСС. Заменим на другой: “Представьте себе, что вы застегиваете молнию на очень узких брюках.” В результате ученики упрутся ногами в пол, выпрямят колени, уведут низ живота вглубь и тазобедренный сустав в целом чуть назад. В то же время они выпрямят позвоночник через спину и направят грудь чуть вперед и вверх. С подобной осанкой уже можно танцевать, а главное – все дышат.

Образ должен вызывать мгновенные ассоциации и являться частью опыта конкретного человека. Ученику можно говорить “ступай мягко, как пантера”, только если ученик знаком с пантерами. Культурные различия играют здесь неожиданно важную роль. Мне рассказывали про аргентинскую преподавательницу, которая предлагала ученицам представить себе, как при каждом шаге они решительно наступают на голову своего бывшего молодого человека, причинившего им боль. Лично для меня, с моим культурным багажом и опытом, в этом образе слишком много насилия. Я предпочитаю более нейтральный образ “приходя на следующую опорную ногу, постепенно вдавливаем в пол кнопку (button)”, и с моими учениками этот образ работает. Посыл “танцуйте с женщиной, как будто вы хотите заняться с ней сексом” может быть приемлем и работать целесообразно в какой-то культуре, но в иной будет как раз блокировать любое движение.

В идеале образ активирует рефлекс, минуя умственное усилие. Преображаться в персонажей и животных работает до определенного предела, настолько, насколько ученикам знакомы эти персонажи и животные. Можно использовать настроения (например, “почувствовать себя упругим, как воздушный шарик, как на воскресной прогулке, лениво пофланировать, расслабиться на солнышке”), но только в том случае, если дают конкретный пример поведения. Образ можно использовать не только для изучения движений, но и для общего тонуса и настроя, например: “Я держусь с достоинством, как королева” или “Я шлю энергию в пространство во всех направлениях одновременно”. Когда ваши ученики на урок приходят изможденные после рабочего дня, то в качестве разминки предложите им попрыгать как дети, а затем стоя отпустить напряжение, представив, как оно стекает через ноги в пол. Лица прояснятся, заулыбаются, а энергия в теле начнет течь более свободно. О работе с образами в танце рекомендую подробно ознакомиться с методикой Эрика Франклина.

Порой даже самые удачно подобранные образы работают не во всех случаях и не для всех, по разным причинам. Если образ вызывает в вас моментальный внутренний отклик и движение качественно меняется, то образ сработал. Запомните его на будущее и применяйте на практике и в танце. Если образ не сработал, то забудьте его и ищите другой. Любое движение можно вообразить несчетным количеством способов. Иногда у образа по истеканию определенного времени кончается срок действия. Возможно, движение стало вам привычным и образ уже не “свежий”. Каждый образ высвечивает один конкретный аспект движения, но в то же время, и это воистину удивительно, каждый образ подключает ВСЕ ТЕЛО, создавая целостное движение. Именно это и делает образ таким действенным инструментом: сосредотачивая внимание на одном намерении, ваше тело одновременно выстраивает и все остальные параметры наиболее эффективным и умным способом.

Возможно, что образы для вас не работают вообще или только в редких случаях. Вместо этого вы учитесь более эффективно при помощи визуальных примеров или следуя фунциональным инструкциям. В таком случае, сообщите преподавателю, что все эти “мягкие лапы пантер”, “зажатые в обьятиях воздушные шарики” и “раздавленные мозги ваших бывших” вам ничего не дают. Попросите преподнести вам информацию так, чтобы почувствовать внутренний щелчок внезапного понимания и конкретно улучшить движение. Воображение присутствует у всех, в разной степени, но, как ни крути, мы все устроены по-разному. Поэтому так важно найти преподавателя, который говорит на вашем “языке”, в дидактическом смысле, а также стать таким преподавателем для самой или самого себя. Важно помнить, что наши движения регулируются гораздо более замысловатой системой, чем все, что мы способны себе представить. Красивое чувственное движение, легкое и мощное, спонтанное и в то же время контролируемое, свободное и выразительное, всегда является результатом комплексного набора явлений. И свободу в движении мы обретаем зачастую именно благодаря образам.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/10153755708007499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s