Что мы не так поняли о социальности в танго

Танго – танец социальный и состоит, соответственно, из двух компонентов: “танец” и “социальность”. У всех нас имеется более или менее четкое представление о том, что значит “танец” и где его берут. Мы знаем, в чем заключается мастерство танцора или танцовщицы, на Ютьюбе их огромное количество. На любой милонге мы сразу распознаем, кто из присутствующих “хорошие танцоры”, мы любим на них смотреть и хотим им подражать, ибо мастерство танца – истинно несравненная красота.

Что же можно сказать про социальность? Что это за навык? Что значит быть “социальным” в танго?

Не первом, базовом уровне, быть социальным значит уважать общепринятые правила и практики данного танго-мероприятия. Порой эти правила и практики весьма демократичны, порой довольно жестки. Например, раздельное размещение в пространстве по половому признаку на традиционных милонгах Буэнос-Айреса или же полная свобода перемещения и местоположения на танго-марафонах. Когда вы приходите на мероприятие, на котором принят определенный дресс-код (например, на праздничную субботнюю милонгу большого фестиваля), а вы одеты, как будто только что выгуливали собаку, то своим видом вы посылаете другим участникам сигнал “Танцуйте, танцуйте, я тут просто мимо проходил.” Вас, скорее всего, полностью проигнорируют и не станут ни кабесеить, ни приглашать, и не потому, что все люди сволочи, а потому что вы своим видом показываете, что в данный момент вы НЕ В ИГРЕ. Если вы не следуете принятым практикам и правилам какого-либо контекста, то не стоит обижаться на то, что его остальные участники не принимают вас таким (или такой), какой вы есть. Ни в танго, ни в любых других сферах жизни.

Второй уровень социальности – уважение к другим участникам данного мероприятия, как на танцполе, так и вне. К этому относится по большому счету ваше участие в траффике и навигация, а также динамика приглашений, приглашаемости и общение между танцами. Неприятная, навязчивая или агрессивная манера приглашать, встревание в личные разговоры, преследование, демонстративное возмущение, если вам отказали, открытое давление на потенциальных партнеров вместо более деликатных приемов для сближения – все это является асоциальным поведением на милонге. Уважение к другим также включает в себя проактивное поддерживание приятной и расслабленной общей атмосферы. Кислая физиономия, критика в полный голос, резкий и неуместный шум, нетрезвое состояние, громкие ссоры с друзьями или любимыми у всех на виду, сцены ревности, колкости и замечания по отношению к другим людям, дергание ДЖея с вашими музыкальными запросами, жалобы организаторам в разгаре их работы: все подобные раздражительные факторы отрицательно сказываются на атмосфере мероприятия. Появление на  милонге в гадком настроении в ожидании, что другие люди сделают вам хорошо – тоже пример асоциального поведения, хотя и менее очевидный.

Третий уровень социальности – уважение непосредственно к вашим партнерам, к тем, с кем вы создаете наиболее близкий контакт, то, что мы называем “человеческим фактором” в танце. В это входит все возможное, от аромата ваших духов и элементарной вежливости до создания глубокой и искренней контактной связи с этим человеком во время танца. Такие качества как чуткость, способность адекватно отреагировать на намерения партнера, психологическая гибкость и принятие другого, отсутствие манипуляции и других неприятных физических действий. Для меня лично социальность в танго включает эти три уровня: уважение к контексту, уважение к другим участникам и уважение к вашим партнерам по танцу. Что вы делаете или не делаете, а также с кем, соблюдая данные параметры – сугубо ваше личное дело.

Широко распространено иное представление о том, что значит быть социальным в танго. Оно основано на утверждении, что, чем больше у вас партнеров, тем вы социальнее. И вас будут считать тем более социальным, чем больше вы танцуете с людьми, с которыми вам танцевать не хочется, но которым хочется танцевать с вами или просто хочется танцевать. Это связано с общепринятым убеждением, что истинная социальность (и альтруизм) должна быть основана на отказе от собственных желаний и исключительно на удовлетворении желаний другого. Согласно этому убеждению, любой танцор или танцовщица, которые стремятся прежде всего к качественному танцу, к мастерству и партнерам, этим мастерством обладающими, не может быть социальным, а значит, сноб и выскочка. В данной парадигме самые социальные танцоры начинающие, а профессионалы – отьявленные мерзавцы, если не танцуют регулярно с теми, с кем им танцевать не нравится. Тогда их считают социальными и скромными НЕСМОТРЯ на качество их танца. Таким образом, мастерство противопоставляют приятности в человеческом отношении. Как часто вы слышали подобное высказывание “Какой прекрасный танцор и никаких понтов, просто милый и доступный человек!”

Откуда идет эта идея о том, что социальность – это служение другим? Дело в том, что мы очень высоко ценим щедрость и великодушие. Нам также постоянно говорят, что, когда мы были начинашками, другие люди танцевали с нами из этого самого врожденного великодушия и душевной щедрости, чтобы мы не чувствовали себя одиноко. Теперь, когда мы стали продвинутыми танцорами, мы должны возвращать социальный долг другим, менее продвинутым. Существует убеждение, что в процессе вашего развития у вас появляется нечто этакое, чем вы можете поделиться с другими, некий “актив”, а именно ваша способность хорошо танцевать, которым вы обязаны щедро делиться с теми, у кого этого нет. Начинающие поначалу действительно порой танцуют за счет “щедрости” более продвинутых партнеров, но далеко не всегда. Начинающие также танцуют с другими начинающими и с партнерами, которым нравится танцевать именно с начинающими (эти партнеры, как правило, мужчины). Слишком много щедрости не всегда дает хороший результат. Иногда то, что какой-то желанный партнер нелегко “дается в руки”, толкает нас к дальнейшему развитию.

В определенных ситуациях вы будете благодарны другим за щедрость: например, когда вы на милонге, где вас никто не знает, когда вы только-только начинаете танцевать или совсем погрустнели от одиночества и невостребованности. Если в такой момент какой-то человек к вам великодушен и с вами танцует, то его жест вы должны ценить, но при этом помнить, что это выбор, а не обязанность. Танго не общественные работы, танго – это страсть. Люди приходят танцевать прежде всего для собственного наслаждения, они не проверяют то и дело, не нужно ли тут кому-нибудь помочь. Каждый раз, когда вы чувствует раздражение и разочарование по поводу того, что другие танцоры не одаривают вас достаточно щедро, предлагаю вам задать себе такой вопрос: а с кем сегодня был щедр я сам? Если вы хотите щедрости, сначала пойдите и проявите ее сами. Самый простой способ – найти партнера или партнершу, с которым вы не хотите танцевать, и пригласить этого человека С ИСКРЕННИМ ЖЕЛАНИЕМ сделать щедрый и великодушный поступок. Вы можете ожидать от других только то, что делаете сами. Ожидать, но не требовать.

Существует убеждение, что понятие о социальности как о служении ближнему помогает создавать более сплоченные танго-сообщества. В этом есть доля правды, особенно когда речь идет о маленьких и довольно изолированных сообществах, где важно сохранить хорошие отношения и цельность группы. Если же сообщество хочет поднять уровень танца, то самым продвинутым его участникам должно быть позволено танцевать с кем им хочется, не осуждая их и не давя не них психологически. Тогда они смогут вдохновить других танцоров на дальнейшее развитие.

В этом представлении о социальности есть еще один важный компонент, а именно социальность как “танцевание с как можно большим количеством партнеров”. Танго по сути своей весьма интровертный танец и как таковой притягивает в свою среду множество интровертов. “Танцевание с как можно большим количеством партнеров” попросту не вписывается в профиль интроверта. Это скорее экстравертное понимание о социальном общении (если забыть на время все, что касается выбора партнеров по уровню танца). Типичный интроверт станцует две-три глубоко волнующих танды с желанным партнером, на которого он (или она) засматривался уже весь вечер, и уединится в тихом уголке, пережидая шторм своих эмоций. Экстраверт в это время вполне способен сменить кучу партнеров, останавливаясь только на кортины. Интроверт за весь вечер может поговорить один раз с хорошим знакомым, но долго и обстоятельно, в то время как экстраверт за тот же вечер успеет узнать все свежие сплетни, со всеми поздороваться и пообщаться, поболтать со старыми знакомыми и выпить вина с новыми. В нашем обществе в целом живет весьма экстравертное понимание социальности, по той простой причине, что экстраверты у нас в большинстве и любят хорошо повеселиться. Если мы трактуем социальность исключительно в таком ключе, то мы автоматически утверждаем, что интроверты по сути своей несоциальны, что, конечно, абсурд.

Из-за вышеизложенной (и широко распространенной) идеи о том, что такое социальность, в танго создается и поддерживается острый конфликт интересов. С одной стороны, танцоры хотят расти и развивать свое мастерство, не только потому, что это очень нравится преподавателям, а потому, что это приносит больше наслаждения в танце и потому, что мы хотим танцевать, как те, кем мы восхищаемся. С другой стороны, над каждым, кто хочет развиваться и танцевать с все более продвинутыми партнерами, висит угроза потери статуса социального танцора. В людях культивируется сознание вины за то, что они не танцуют с как можно большим количеством партнеров и что они не делятся с другими своими “активами”. Это психологическое давление рождается из убеждения, что количество – это важно. На самом деле, количество тут вообще ни при чем. Единственное, что важно – это КАЧЕСТВО того, что вы делаете, та энергия, которую вы в это вкладываете.

Когда мы усвоим, что социальность в танго это уважение к контексту, другим участникам и партнерам по танцу, когда мы оставим позади убеждение, что социальность определяется количеством танцев и желанием услужить другим, а вместе этого примем как основной критерий КАЧЕСТВО нашего общения в любом его проявлении – тогда, я считаю, у нас будет разумное и действенное понимание о социальности. К тому же, вы можете быть истинно социальным только тогда, когда вы в контакте с самим собой, с вашей глубинной сущностью. Танго – и “танец”, и “социальность”, но предназначение танго ни в том, ни в другом. Предназначение танго – ДАРИТЬ ВАМ РАДОСТЬ. И у каждого из нас свое собственное понимание того, что именно дарит нам глубокую радость. Для кого-то это количество танцев, для кого-то качество, с небольшим количеством тщательно выбранных партнеров. Для кого-то это радость общения вне танцпола, для кого-то – проявление искренной щедрости и великодушия. Так что давайте будем социальными, будем танцорами, будем щедрыми, но прежде всего – давайте будем радостными.

Оригинал статьи – https://www.facebook.com/notes/10152596342662499. Взято с разрешения автора.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s